Найти тему
Чтение с карандашом

Как описывать внешность персонажа?

Всем заглянувшим ко мне в блог доброго дня и замечательного настроения. Последние несколько месяцев я довольно упорно рассуждаю о создании персонажей. Сначала просто обрисовала своё мнение, потом долго и упорно рассказывала о Мери Сью, теперь хочу поднять один из важнейших практических аспектов в работе, а именно описание внешности героя.

Отношение к вопросу у меня неоднозначное, чуть ли не в духе когнитивного диссонанса, так что, думаю, получится интересно.

Итак, начинаем. С позиции мировоззрения я придерживаюсь идеи минимализма - чем меньше описательности, тем лучше. Всё, что не имеет значения для истории - выкидываем из текста к чёртовой матери. Хочется поиграть в одевашечки - вперёд играть в симс, барби, бумажных кукол, что угодно только не тащим это на бумагу. Так себе удовольствие читать результаты сего увлечения. Особенно, когда авторские мечты о дорогих украшениях и нарядах накладываются на показное безразличие к таковым персонажа. Химера из разряда, уууух, куда там алхимикам и прочим деятелям. Вдруг возникающие абзацы с перечисление у него/неё были: рост, глаза, нос - тоже глаза режет. Пусть и больше по типу: и зачем оно здесь, вроде же о другом речь шла?

С другой стороны я очень люблю писать портреты. Почти физическое удовольствие получаю расписывая какого там оттенка блонда у героя были волосы и насколько живописно у него мозоли по пальцам раскиданы. Могу за нечего делать пару абзацев накатать начав с брошки и заканчивая туфельками. Порой всё это богатство даже этап редактуры переживает и оказывается в финальных версиях текстов. В том числе не соответствуя заданному мной же выше правилу - не добавляй просто красоты ради.

После всего написанного выше напрашивается вывод, когда же и как эту чёртову внешность описывать! Нужно же читателю дать представление о герое, чтобы он понимал кого себе представлять. Да и как-то без описаний история всё равно, что из досок спилена. Плюс я там ещё что-то про смысловую нагрузку говорила, нужно тему развивать и заканчивать.

Выводы, увы, сложнее чем хотелось бы. В том числе они про интуицию, опыт и постановку вопроса другим углом. В духе: а зачем её описывать? Тем более раз ответ "дабы красивше было" от лукавого и нужен другой.

Выше уже упомянула про смысловую нагрузку описания. Опустим нюанс стилистики и рассуждений, когда фразы вроде “глаза цвета оникса” или “взмахнула руками-крыльями” текст красят, а где вызывают нервный смех. Об этом нужно говорить отдельно и подробно. Вместо этого перейдём к функциям описания внешности героя.

-2

На мой взгляд их две и в идеале они должны собираться по принципу матрёшки. То есть первая быть частью второй. Первое - это образ героя. Это в как раз глаза/руки/ноги/волосы и символизм в духе рыжие волосы -намек на ведьмовство. С неудачностью идеи вывалить всю эту информацию на читателя разом же разобрались выше, поэтому дальше будет несколько нюансов/советов из опыта.

Используя популярные символы - не делать на них акцент. Возвращаясь к примеру выше: опишите веснушки, опишите насколько быстро персонаж сгорает на солнце, ещё какую-то особенность. Тогда злополучная рыжина не будет казать красным знаменем перед глазами. Возможно, читатель даже не сразу обратит внимание на прямой намек. Миядзаки, например, при экранизации Ходячего замка или наменяно проигнорировал, что Софи по канону рыжая, или не предал значение.

Второй момент, такой же банальный - делите описание, ненужно рассказывать сразу всё, и всегда идите от важного в моменте для смотрящего или от выделяющего нюанса - злополучная улыбка Джокера, например.

Вторая функция, она же следующий уровень - это описание мира, через героя и его окружения. При должном уровне мастерства автора каждая рюшечка на платье героини будет напоминать вам в какой вы эпохе, рассказывать как там живут люди, как они думают. Ранее созданный образ будет рассказывать и предсказывать, а какая же героя ждёт судьба, как рассказчик смотрит на поднимаемые вопросы и куда ведёт своего читателя. Это то к чему нужно стремиться. До тех же пор пока этот уровень не освоен, лучше что-то не дописать, чем устроить шоу бумажных кукол на пару абзацев.