В октябре 2020 г компания Boom Supersonic представила на суд общественности сверхзвуковой реактивный самолёт XB-1. Это пока тестовая модель , но это первая сверхзвуковая машина со времён легендарного ТУ-144, первого в мире гражданского сверхзвукового самолета , использовавшегося в 1968-78 гг.
Всего было построено несколько ТУшек, которые перевезли 3 тыс пассажиров. Но самолёт преследовали аварии , а эксплуатация была очень затратной, в СССР нельзя было просто поднять цены за билеты . Западный аналог- самолет Concorde появился позже нашего, но зато летали они до 2003 года и перевезли 2,5 млн пассажиров. Сейчас их можно увидеть только в музее.
Что же новая модель . Стремительный силуэт заострённой формы , дельтовидные крылья , перекликающиеся с наследием старых самолетов. XB1 это летающий уменьшенный прототип бизнес лайнера Overture , который планируется к серийному выпуску и предназначен для перевозки до 80 пассажиров на сверхдальних рейсах . Компания декларирует, что это будет Rolls Royce в авиации . Полет будет проходить на больших высотах и скоростях превышающих скорость звука в 2 раза. Так полет из Лондона в Нью-Йорк займёт около 3 часов вместо 6 . В планах компании использовать альтернативные , менее загрязняющие атмосферу виды топлива и вторичное сырьё. Все говорит о том, что это элитный проект и цены на полеты будут по-настоящему космические.
В этом же элитном сегменте гражданской авиации есть сверхзвуковой проект компании Aerion, но их самолёт AS2 примет на борт лишь 8-10 пассажиров и не планирует трансатлантические перелеты как Boom.
У Nasa есть проект X-59, который планирует полететь уже в 2022 г. , а коммерческую эксплуатацию начнут в 2027 г.
Нужны ли сверхзвуковые самолёты в эру эпидемии Covid19 ?
Сверхзвуковые бизнес джеты могут занять нишу обычных реактивных частных самолётов , которая используется состоятельными бизнесменами и государственными структурами. В условиях пандемии они могут отнять клиентов 1 класса с обычных регулярных рейсов по соображениям безопасности и скорости перелёта. Тогда стоимость перелёта для обычных пассажиров сильно увеличится. Не секрет , что стоимость билетов на нескольких мест 1го класса приносит авиакомпании столько же денег сколько все остальные пассажиры борта. Если не будет 1го класса стоимость обычных билетов вырастет в 2 раза, что может стать сделать полеты недоступными для большинства населения Земли, которое будет только слушать хлопки, раздающиеся при преодолении самолетами звукового барьера.