Понятие
Термин «феодализм» возник в конце XVIII в. в период Французской революции, когда его пережитки противопоставлялись как требующие отмены и связи с которыми современности необходимо разорвать. Это технический застой, отсутствие гарантий частной собственности, политическая раздробленность, фанатизм, невежество.
Другое «отрицание» - защита эпохи феодализма, который зачастую отождествлялся с понятием средневековья, современниками, недовольными действительностью, которые искали идеалы в прошлом.
Третьи рассматривали средневековье как время борьбы с феодализмом, появлением «ростков будущего»: городов с их коммунальными революциями, вольнодумцев, выступавших против всевластия церкви, купцов и ремесленников, подрывавших натуральность хозяйства.
В XIX-XX вв. историки, изучавшие Средние Века достигли впечатляющих результатов, но концепция феодализма носила двойственную интерпретацию:
1) феодализм как отношения внутри господствующего слоя с опорой на социальный институт — феод (феодальное поместье) или вассалитет, который был особой формой землевладения всего военного класса — рыцарей средневековой Европы, выступавших как сеньоры в отношении подчиненных им крестьян.
2) феодализм как особая модель производства: феодал обладал монопольной собственностью на главное средство производства — землю — и передавал ее в держание крестьянину, которого он эксплуатировал внеэкономическим способом, т. е. крестьянин был хозяйственно автономным, обрабатывал землю своими орудиями труда. Это противопоставляло феодализм античному рабовладению, где раб был зависим и юридически, и экономически, как и капитализму, где наемный рабочий не имел никаких средств производства, а потому эксплуатировался экономически (марксистское определение).
Первое определение в отличие от второго рассматривается только для западноевропейской истории и не претендует на универсальность. Второе же приписывает к феодальным обществам и Киевскую Русь, и Российскую Империю до 1861 г., и общества с крестьянами, над которыми не было власти сеньоров, а налоги рассматривались как «централизованная феодальная рента», взимаемая государством, которое затем перераспределяет ее в пользу феодалов.
Большинство современных ученых-медиевистов либо рассматривают феодализм в первом, узком, смысле слова, либо не используют этот термин вовсе как неудачный способ описания общества в форме рассказов о его социальных институтах. На деле юридический статус лиц, их взаимные права и обязанности не были предрешены.
Свобода и рабство
Понятия свободы и несвободы имеет запутанный характер в Средние Века. С началом условного Средневековья рабов было даже больше, чем на заре Римской империи в период расцвета рабовладения. О рабах говорится в половине статей кодекса Вестготского королевства, рабство в меровингскую эпоху сходно античному. Само понятие раб было еще в употреблении в эпоху Карла Великого, а само слово исчезает лишь в X в. На севере Европы еще позже.
Социальное возвышение воинов-рыцарей делало более явным размежевание между воинами и крестьянами, размывалось древнее деление между свободными и рабами, так как и рабам, и свободным крестьянам навязывалась частная власть сеньора, которая создавала новый порядок эксплуатации и зависимости. Рабы и свободные смешиваются в одинаковой зависимости от сеньора под общим именованием «вилланов».
Под свободой теперь понимается не как право участия в публичной жизни (как в античности), а как привилегия. Свобода — четкая фиксация прав и обязанностей. Несвобода — подчинение произволу сеньора, в т.ч. рукоприкладство. Так, когда феодал по договору четко именует все обязанности, которые должны выполняется одной общиной, последняя считается более свободной относительно других, услуживающих, где этот список установлен не был.
Хотя некоторые повинности считались несовместимыми со свободой, они накладывались и на тех, кого свободными все равно считали: такие например, как шеваж (подушный налог сеньору), формарьяж (право брака по своему выбору вне сеньории), менморт (право сеньора на часть наследства).
Несвобода — практика прямого насилия со стороны сеньора, закрепление исключения несвободного из публичного права. Свободный человек имеет право обратиться в королевский или графский суд. Так, право судебной защиты узаконивало несвободу вилланов в Англии при Генрихе II в XII в.
Однако и свободный, и несвободный одинаково обязывались выплачивать ренту сеньору. Те подданные (несвободные), которые находились в личной зависимости от сеньора, так или иначе никогда не составляли большинства сельского населения.
Обоснование статуса несвободных сводится к:
а) понятию Аристотеля раба как человека, исключенного из гражданской общины
б) биологической интерпретации несвободного как человека грязного, внешне непримечательного и некрасивого, с дурными нравами.
в) новозаветной христианской формуле — возникновение мирской власти и рабства с неким библейским событием (Каин и Авель, насмешки Хама над наготой Ноя и пр.)
г) «национальным» мифам — несвободными стали те, кто на заре становления «народа» были военно несостоятельными, недостаточно благочестивыми, а те кто проявил воинскую доблесть и защищал религию стали знатью.
Понятия феода, сеньории и вассалитета
Распространённое понимание феодализма как альтернативы государственному порядку спорно. Часть современных учёных считает, что феодальные институты распространялись именно в связи с тем, что королевская и княжеская власть окрепла, а не наоборот.
Понятия вассалитета как системы личных связей и отсутствие публично-правовой и политической власти тоже в некоей мере является стереотипом, особенно в понимании короля как верховного сеньора.
«Феод» изначально обозначал богатство, деньги или скот. В средневековье феод получает значение некоего дарения, вознаграждения, платы за службу, К XI в. под ним все чаще понимается земельное пожалование. В общем до XII в. феод не считался «благородной» землей, характерной для знати.
Как предполагается, феодальное право могло развиться из обычая управления церковным имуществом с XI в., когда церковь передавала во владение мирянам часть владений, рассчитывая таким образом на помощь при военных столкновениях.
До второй половины XII в. феодов было немного, и они не означали особое землевладение знати. С этого периода начинается работа правоведов по закреплению норм обычного права и унификации права собственности знати. Так в XIII в. феод наконец становится главным типом владения знатного лица, а все сеньории по большей части королевскими феодами. Так как феод мыслился как некое благородное владение, которое присуще знати как узкому кругу лиц, сеньору приходилось часто идти на уступки, что являлся одним из немногих способов контроля и господства над разными людьми, в том числе над самыми влиятельными и опасными.
Феодальные режимы были разными, зачастую даже в ближайших регионах. Графы Прованса на протяжении длительного времени опирались только на публичные институты, существовавшие ещё с каролингской эпохи, а одно время феоды заменяются фактически наследственной арендой. Ближайшие их соседи, графы Дофине, наоборот, полностью опирались только на феодальное право, поскольку княжество буквально возрождается заново. Там они безуспешно пытались навязать держание феода в более ограниченных рамках, а XIV в. проходит в одних уступках баронам. Оммаж (феодальная клятва в верности) закреплял обладание феодом, но уже фактически ни к чему не обязывал, так как понятия феода оставалась там туманным, зато бароны успешно пользовались понятиями, относимыми к понятию «феода», такими как свобода, древность, благородство. В Англии, где феодальная система не была импортирована целостно, выстраивается правильная иерархия с настоящей военной службой обладателей феода.
В Скандинавских странах (вейцла) и в Англии (феорм) зафиксированы обычаи устраивать добровольно-принудительные пиры королю при его приезде в данную местность. Впоследствии король мог отдать на «кормление» некоторые территории своему «вассалу», однако в Норвегии, например, это кормление было «недоразвитым», так как они продолжили оставаться именно пирровым кормлением и без барской запашки с крестьянами.
Процедура оммажа в разных регионах, в разное время могла быть в очень отличных формах, а в большинстве случаев она вообще приносилась не при вручении кормления, а при примирении враждующих семей.
Крестьянская зависимость
Существует многозначность терминов, обозначающих зависимых (в разной степени) крестьян. Так, при переписи 1086 г. в «Книгу страшного суда» (где записывали категории населения, владения и участки) наиболее распространена точка зрения, где вилланы были крестьянами, которые имели полный надел; бордарии - держателями, а коттеры - сельскими жителями, которые владели участками ничтожно малых размеров.
Крестьянина примерно одного статуса королевские писцы могли в одном месте причислить к виллану, другого - к бордарию, а в коттеры могли быть записаны как безземельные, так и обладавшие маленькими участками земли.
Марксистская теория исходит из «марковой» теории XIX в. В развитое Средневековье были обнаружены так называемые общины-марки, где земля обрабатывалась всей общиной. Это было принято за древний аграрный строй в пережиточной форме, когда община еще не разложилась и при социальной дифференциации крестьяне попали в зависимость от сеньоров. Однако германцы еще в I в. были оседлыми и селились во многом отдельными хуторами. Эти же отдельные хуторы были в Средние века в Скандинавии и в Англии. Большинство этих марок по факту были созданы во времена внутренней колонизации Восточной Германии, когда нужно было общими усилиями выкорчевывать лес.
Литература.
1. Уваров П.Ю., Лучицкая С.И., Толстиков А.В., Галкова И.Г. (сост.). Феодализм: понятие и реалии, - М., 2008 - 278 с.
2. Всемирная история. В 6 томах. Гл. ред. А.О. Чубарьян. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П.Ю. Уваров. М., 2012.