На улица Книповича в центре Мурманска стоит ПИНРО. То есть Полярный институт рыбного хозяйства и океанографии, арктический филиал московского ВНИРО, курирующего всю рыбную отрасль России. Более того, это его исходная часть: в 1921 году в Мурманске был основан Плавучий морской научный институт, в 1929 году причаливший к берегу и ставший ГОИНом (Государственным океаногрфическим институтом). В 1933 году его объединили со столичным ВНИИМОРХом (институтом рыбного хозяйства), и лишь затем в состав получившегося ВНИРО вошли многочисленные научные объекты от Крыма и Каспия до Камчатки, ставшие в новом статусе бассейновыми институтами, как например ТИНРО и СахНИР на Дальнем Востоке.
Во ВНИРО работает мой отец, а через бассейновые институты он уходил в промысловые и научные рейсы. В основном - на Дальний Восток, где в 1990-2000-х работать было опасно, но и платили достаточно, чтобы оставаться в науке. В Баренцево море папа стал ходить уже в конце 2000-х, когда и оклад позволял жить неплохо, и время шальных денег в тихоокеанских морях прошло. Но после пиратского Дальнего Востока здесь он натурально наслаждался спокойствием обстановки, законопослушностью начальства и общей адекватностью людей. Последние экспедиции, в которых он участвовал, изучали границы распространения камчатского краба, завезённого ПИНРО в Баренцево море в 1960-х годах и к 1977 году дошедшего до Норвегии.
На стене института - мемориальная доска погибшим на войне сотрудникам. А во дворе - ребро синего кита, который в наших водах вообще-то не водится, но Северная Атлантика тоже входит в зону работы ПИНРО:
Короткая улица Книповича выводит на улицу Шмидта, параллельную проспекту Ленина и Кольскому заливу. Более того, она и проектировалась как набережная, хотя до воды отсюда ещё железнодорожная станция и порт. Застройка тут и сейчас по одной стороне, но на другой промзону закрывают чахлые деревья. На перекрёстке с Книповича - конструктивистский рыбколледж (1932):
С памятником Рыбаку, которого тут принято угощать сигаретой:
Парой кварталов ближе к вокзалу - контора Тралфлота (1938), имитирующая московские высотки в миниатюре.
В сквере перед ней - памятник морякам промыслового флота (1961): в Великую Отечественную с северных морей не вернулось 32 траулера. Стела символизирует столб поднятой взрывом воды, а несколько раз в сутки под шум моря и крики чаек здесь играет "Прощайте, скалистые горы". Вокруг - многочисленные инфостенды о судах и исторических вехах тралфлота. Который в общем исправно работает и сейчас - рыбопереработка в Мурманске развалилась не от того, что нечего ловить, а от того, что уловы владельцы предпочитают сбывать за границей.
А на пороге "Тралфлота" - белый медведь, в натуральную величину и готовый к атаке. На самом деле, вопреки расхожему мнению, в Мурманской области белые медведи не водятся - ведь мигрируют они в основном по плавучему льду, а Баренцево море не замерзает. Лишь несколько раз, в аномально холодные годы, их видели на островах у Святого Носа...
Рядом - подземный переход с мозаикой, соединяющий "Тралфлот" с рыбным портом.
Порт в Мурманске тянется почти по всей длине города, плавно переходя от одного терминала к другому. От жилых районов он отделён железной дорогой, а потому соседствует с ним почти исключительно промзона. От разделённых путями железнодорожного и морского вокзалов до рыбного порта минут 20 ходьбы. Один из бараков с 1997 году переделан в храм Трифона Печенгского:
В зданиях рыбного порта есть пара-тройка рыбных лавок, но цены в них те же, что в ларьке близ вокзала. Почти напротив церкви - мощная сталинка портовой конторы, за которой виднеется 8-я проходная:
Которую в определённые дни можно пересекать не только морякам - из рыбного порта теперь делает рейсы "Клавдия Еланская", пассажирское судно, обслуживающее далёкие посёлки Мурманского и Терского берегов.
Порт встречает облезлыми стенами, криками чаек и едким запахом их помёта.
На заброшенных зданиях возник целый птичий базар!
Гавань Рыбного порта между Варничным (слева) и Халдеевым (справа) мысами. Впереди - старейшее здание Мурманска, то ли дореволюционный склад, то ли штаб британских интервентов, а за ним усеянное сейдами Каменное плато.
На другой стороне - катера береговой охраны:
Рыбный порт, его суда и склады:
Здесь я искал траулер "Профессор Бойко", на котором мой папа ходил в свои последние экспедиции по Баренцеву морю:
Но находил лишь в узком смысле промысловые суда. На фоне вокзала - колоритное зрелище погрузки порожних ящиков поточно-бросковым методом:
В какой-то момент мы вдруг обнаружили, что порт полон закутанных в тёплую одежду художниц - это оказались практикантки одного из московского вузов, на лето отправленные писать Заполярье.
И вид их так контрастировал с кранами, судами, птичьими базарами...