Недавно нашу сцену встряхнула новость о баге с камерой, из-за которого ESL и Valve в итоге забанили сразу 37 тренеров. Когда я впервые услышал об этом, то испытал ужасный негатив. Хотя бы потому, что я всего год как завершил карьеру игрока — сразу стали закрадываться мысли, что этот баг могли использовать и против меня. Кто бы что ни говорил, я всегда топил за честный Counter-Strike, был преданным и остаюсь преданным этой игре. И потому слышать об этой ситуации мне просто… обидно.
При этом я понимаю, что меня тоже есть за что критиковать: я бывал эмоционален и порой позволял себе резкие высказывания в адрес оппонентов, стремясь настроить, зарядить свою команду. Но я всегда работал честно и считаю, что настоящий спортсмен, преданный своей дисциплине, просто не может позволить себе использовать читы или подобного рода баги. Ведь этим он обесценивает все то, что мы вместе строили долгие годы. Поэтому я до сих пор не могу понять, как некоторые тренеры решились пойти на это, поставив на кон свою репутацию и репутацию самой игры.
Но в то же время я хочу спросить: а какое наказание получили те организации, что всё это время проводили турниры? Из отчета ESIC стало известно, что баг существовал в игре много лет. Куда всё это время смотрели ТО и Valve? Как это возможно, что за все эти годы ни один разработчик и ни один администратор так и не обратили внимание на ошибку? От Сереги starix я слышал, что он писал Valve и на протяжении нескольких лет просил их обратить внимание на этот и другие баги. И почему в этой ситуации пострадали только тренеры — для меня большой вопрос.
Важно понимать, что с тренерами могла произойти своего рода цепная реакция. Один сказал другому, что столкнулся с багом. Второй подумал: «А вдруг против меня это уже давно используют, а я до сих пор работаю по-старому? Непорядок». Ведь получается, что об этом баге знали очень многие — минимум 37 человек. Возможно, на момент банов люди уже перестали задумываться об этом, решив, что все об этом баге и так знают. И тут вдруг БАХ! Баг нашли! Всех забанили! Мне кажется, это не совсем правильно.
При этом тренеры, безусловно, виноваты — с этим трудно спорить. Виноваты не только в самом факте использования бага, но и в попытках скрыть свои нарушения. Ведь я же знаю Valve, ESL и другие организации — это очень серьезные и строгие ребята, которые уже не раз доказали, что могут хорошенько дать по шее за серьезные проступки. Поэтому, если бы мой тренер использовал при мне этот баг, я бы не смог закрыть на это глаза — последствия были бы слишком серьезными.
Понятно, что именно поэтому многие из тренеров и побоялись прийти к разработчикам с чистосердечным признанием. Но мне кажется, что выход у них всё-таки был: клубам и тренерам в этой ситуации просто следовало объединиться и дружно признаться в содеянном, когда только появились первые тревожные новости. Обратиться к комьюнити и объяснить собственную позицию — так, как это в результате сделал zoneR, который признал вину, но отметил, что всё это делал ради успехов команды.
Возможно, тогда и Valve, ESL и другие ТО тоже признали бы свои ошибки, что столько времени допускали использование бага в своей игре и на турнирах. Скорее всего, часть комьюнити тогда была бы на стороне тренеров, и дискуссия получилась бы не такой односторонней. Провинившимся бы сделали выговор, выдали бы предупреждения, штрафы… Сейчас же, к сожалению, тренерам сломали карьеры, а саму историю как будто бы уже забыли.
Мне кажется, zoneR как тренер до сих пор пользуется уважением в комьюнити. Все видели, как он боролся до конца, заводил команду, попал с ней на мейджор и таким образом уже в какой-то мере вошел в историю, несмотря на весь негатив. И потому меня очень задевает случившееся. Мне кажется, что решение ESIC не до конца справедливо. Трудно спорить — все тренеры тоже виноваты. Но на эту ситуацию можно было взглянуть и совсем под другим углом.
Другой важный вопрос: как быть с игроками? Знали ли команды о существовании этого бага? Я склонен верить, что как минимум часть игроков понимали, что происходит, поскольку не могли не общаться с тренерами. Но наверняка были и те, кто не знал — я убежден, что наставники вполне могли использовать этот баг незаметно. Проблема в том, что едва ли сейчас существует возможность как-то определить, кто замешан в этой истории, а кто — нет. А тыкать пальцем в небо совершенно не хочется, поэтому весь этот негатив комьюнити по отношению к командам я не разделяю.
Что сделал бы я на месте игроков, узнавших о том, что их тренер использует баг? Поговорил бы с тренером, с командой обсудил ситуацию, а затем обязательно бы связался с ESL и Valve. У тех, кто играл на мейджорах, есть все нужные контакты. Какие-то вещи я в свое время обсуждал с Valve напрямую — например, идея с перчатками была моей, я это точно помню. А starix, если не ошибаюсь, предлагал граффити. И Valve послушала нас — настолько близко мы общались с разработчиками CS:GO.
На самом деле представители Valve приезжали на каждый мейджор и всегда со всеми общались. Мы давали им много советов по развитию игры, по вопросам внутриигровой экономики, по исправлению багов… Они всегда собирали фидбэк и интересовались сценой, хотя и редко выходили на связь непосредственно с фанатами. И потому, окажись я в такой ситуации, я бы обязательно обратился к Valve. Связь с разработчиками — это важнейший инструмент для любого киберспортсмена, сейчас объясню почему.
Мне не раз предлагали очень большие деньги — точную сумму не буду называть, но это были сотни тысяч долларов — за сливы игр. И я знаю, что на про-сцене есть команды, которые на это соглашались. Это не обязательно тир-1 составы — всё-таки киберспорт сейчас вырос и добрался до разных регионов. В некоторых местах договорняки активно практикуются — на этом зарабатывают огромные деньги, это целая индустрия. И её представители много раз ко мне приходили.
Скажу честно: соблазн согласиться очень велик, поскольку матчи идут постоянно — ты играешь каждую неделю, и очень легко решить, что одно странное поражение может затеряться среди других встреч. Но я понимаю своей башкой, что слишком много вложил в Counter-Strike. Я полжизни взбирался на эту огромную стену, как в «Игре престолов», я потратил на это столько сил, нервов, здоровья, эмоций… И просрать всё из-за одной ошибки, одной попытки нажиться было бы очень глупо.
Использование бага в этом плане ничем не отличается от матчфиксинга. Если бы я узнал, что в моей команде происходит что-то, что может потом всплыть и угробить мою карьеру, я бы это сразу пресек. Пресек и попытался сделать эту ситуацию максимально прозрачной. Зачем? Мы ведь и так выигрывали чемпионаты. И если что-то не получается, лучше просто уделить больше времени тренировкам.
Я никого не осуждаю, наверняка у каждого из провинившихся тренеров есть своя история и свои мотивы — возможно, однажды мы все их услышим и сможем взглянуть на ситуацию под другим углом. Сейчас же мне хочется верить, что этой записью я могу достучаться до других организаций, игроков и всех, кто работает в киберспорте. Чуваки, проснитесь! Откройте глаза! Если вы знаете о какой-то проблеме на сцене, если вы видите, что в вашей команде что-то не так, — не молчите. Устройте скандал, расскажите всем о случившемся — и тогда киберспорт станет немного чище. Уверяю вас, от этого выиграют все.