Найти в Дзене
Кухня писателя

Памяти друга. Михаил Злобин о Владимире Чивилихине

16.10.2020. Пятница

рис. М. Злобина

К 80-ти летию (на 2008 год) со дня рождения В.А.Чивилихина (7-III-1928 г. — 9-VI-1984 г.)

Он гордостью нашего города стал,

на наших глазах

хорошел, вырастал.

Традиции лучшие

верно храня,

богаче он делался

день ото дня.

Писатель, что здесь

и учился, и жил,

немало усилий к

тому приложил…

(с выставочного стенда в музее Тайгинского института МПС).

Эти поэтические строки посвящены писателю Владимиру Чивилихину и его малой родине - городу Тайге. Есть о Тайге и другое стихотворение:

На бескрайних просторах российских

городков неприметных не счесть.

Средь таежных лесов, средь сибирских

город детства и юности есть.

Летом в зелени он утопает,

а зимою — в роскошных снегах....

Не случайно его называют,

поэтично и просто — Тайга.

-2

В.Чивилихин в юности

Владимир Алексеевич Чивилихин — коренной сибиряк, знаменитый русский писатель. Родился 7 марта 1928 года в городе Мариинске Кемеровской области, в многодетной семье железнодорожника, но детство и юность его прошли в г.Тайга. Дом, где родился писатель в Мариинске сохранился до наших дней. Дом, где 17 лет прожил В. Чивилихин в городе Тайга, не сохранился. Вспоминая детство, он говорил о себе так: «Родился я в Мариинске, а крестился в Тайге». «…Числю Тайгу своей родиной и память о ней, как подземная родниковая вода, долгие годы, обретая чистоту, независимо текла и неслышно переплескивалась темными гротами, пока не проточила себе выход…». В. Чивилихин. «Тайга».

«Я еще в юности выяснил, что зарождение нашего поселка связанно с именем интересного, большого, необыкновенно талантливого человека, а, через него косвенно с историей русской культуры. Инженер и писатель Гарин-Михайловский был основателем родной моей Тайги. Да, именно по его проекту в этом месте таёжного перешейка требовалось соорудить станцию. Думаю, что и названием своим Тайга обязана Гарину-Михайловскому…» В. Чивилихин.

На станции Тайга, как обычно сами тайгинцы ее называли, В. Чивилихин окончил в школе № 2 семилетку на «отлично», с похвальным листом. В 1941 году в 13 лет поступил работать учеником слесаря в паровозное депо. Когда из Ленинграда эвакуировали техникум «Паровозное хозяйство МПС и в 1942 году разместили его в железнодорожном ремесленном училище, школьная учительница посоветовала способному мальчику поступить в этот техникум, куда он был принят без вступительных экзаменов. В каникулы кочегарил на паровозе, чтобы помочь многодетной семье. Отец его к этому времени погиб на работе, где он служил главным кондуктором на грузовых поездах.

Ни по возрасту, ни по зрению для работы на паровозе Владимир Чивилихин не подходил, но шла война.

По окончании техникума он с дипломом техника паровозного депо выехал через Москву в г.Чернигов, к своей старшей сестре, которая после освобождения этого города вновь вернулась на прежнюю свою работу — медсестрой в военном госпитале. Город был до основания разрушен, и жить пришлось в подвальном помещении. Город поразил его возрастом. Если г.Тайге 50 лет, Новосибирску 50 лет, а вот Томску, куда он ездил за очками от близорукости, и Красноярску, где он проходил производственную практику на ПВРЗ, было немногим более 300 лет. А вот Чернигову более 1000 лет!

Работая на разных работах, он посещал в свободное время в какой-то степени восстановленную городскую библиотеку и изучал древнюю историю русского славянского города. А когда в руки попала книжица «Слово о полку Игореве», то чтение полностью его захватило; многое из того, что он раньше читал о черниговских князьях, стало более понятным. Это явилось отправной точкой к подборке исторических материалов для написания романа-эссе «Память». Вел дневник. Только через три года после окончания техникума и в результате тщательной подготовки к экзаменам в 1949 г. поступил на факультет журналистики Московского Государственного Университета. Учился и одновременно стал сотрудником газеты «Комсомольская правда». По окончании МГУ В. Чивилихин развернул кипучую деятельность: «жадно жил, изучал характеры, постоянно находился в ближних и дальних поездках, вмешивался в экономические, житейские и общественные споры, выступал на страницах печати с острыми статьями, порождавшими огромную читательскую почту».

В 1957 году Владимир Чивилихин опубликовал свою первую документальную повесть «Живая сила». Затем последовали книги: «Про Клаву Иванову», «Елки-моталки», «Пестрый камень», «Земля в беде», «Шведские остановки», «Серебряные рельсы». За последнюю повесть писатель удостоен в 1966 году премии Ленинского комсомола. В 1977 году за книгу «По городам и весям» он стал лауреатом премии Российской федерации имени А.М.Горького. В 1980 году вышла его книга «Светлое око» — размышление о времени и о себе, ставящая вопросы сегодняшнего природопользования, звучащая как призыв к желанной гармонии между людьми и окружающей средой. В то же время возник жгучий интерес писателя к былому, от которого зависит нынешнее и будущее. В 1982 году В. Чивилихин за роман-эссе «Память» удостоен Государственной премии СССР. «Немногие, даже славные русские города, могут гордиться тем, что взрастили талант такого масштаба, какой, достался от родных корней, живительной силы сибирской природы, закалился и окреп в первых житейских и трудовых уроках». Писатель неоднократно приезжал в Тайгу, дарил свои книги землякам на встречах в локомотивном депо, проводил читательские конференции по его произведениям. Писательский его авторитет помог решить вопрос о выделении здания для городской библиотеки.

Опубликовал статью в «Комсомольской правде» о том, что Тайгинский техникум железнодорожного транспорта, созданный на базе техникума МПС, эвакуированного из Ленинграда в 1942году, размещен в низком одноэтажном здании бывших механических мастерских и продолжает вот уже 30 лет в нем находиться. И не отвечает элементарным требованиям учебного заведения. Вскоре после этого выступления в газете началось строительство нового учебного комплекса, открытие которого состоялось в 1972 году. Комплекс, состоящий из учебного и лабораторного корпусов, общежитий, хозяйственного корпуса с котельной, полигона — это маленькая железная дорога на территории техникума с действующим подвижным составом. Такого полигона не имеет ни одно учебное заведение ж.д.транспорта, даже в Москве и Петербурге. В настоящее время техникум преобразован в Тайгинский институт инженеров ж.д.транспорта, а бывший техникум вошел в него, как факультет для подготовки техников-механиков электровозного хозяйства.

При институте имеется музей истории учебного заведения. Есть стенд жизни и творчества писателя В.А. Чивилихина. здесь же экспонируется 20 книг, написанных писателем и подаренных в разное время техникуму.

В 1989 году издательством «Современник» издан роман «Дорога», и в этот том включены фрагменты из романа-эссе «Память», с очерками: «И.Н. Жуков» (о скульпторе Иннокентии Жукове), и «А.С, Грибоедов». Они намечались для включения в роман-эссе «Память», но вероятно из опасения утяжелить композицию романа, были отложены. Тем более что очерк об Иннокентии Жукове Чивилихин предполагал издать с хорошими иллюстрациями.ниги В. Чивилихина

Роман «Дорога» написан на примере жизни писателя Гарина-Михайловского. Автор изображает российскую действительность конца XIX века. Острые, злободневные рассуждения о русском характере, о развитии государства. В.Чивилихин, собираясь писать роман о Великой Сибирской дороге, исследовал жизненный путь, дорогу своего героя, инженера- изыскателя и проектировщика стальных магистралей, замечательного, русского писателя Гарина-Михайловского.

В этом романе герой назван «Гариным» и писатель поясняет почему. Но издатель, вернее, составитель данной книги, вдова писателя Елена Владимировна Чивилихина решила оставить за главным героем его настоящую фамилию «Михайловский», так как действие публикуемого происходит, главным образом, до выбора героем себе псевдонима.

Все три части романа вошли в одну книгу и хотя герои выбрали разное дело в своей жизни и принадлежат к разному времени, но в то же время они – Гарин-Михайловский, И.Жуков, А.С.Грибоедов — это лучшие сыны своего Отечества — поясняет Елена Чивилихина. И нам нужно благодарить её, что после смерти мужа довела его замысел до конца, внимательно разобрав архив писателя. Как бы оправдываясь за вторжение в архив мужа, Е.В. Чивилихина говорит: «А иначе мы никогда не узнаем какая судьба была им уготована».

Книга, «Дорога», была издана тиражом в 100 тысяч экземпляров. На экземпляре книги, посланном в город Тайга, в техникум МПС, Елена Владимировна на титульном листе делает запись:«Читателям тайгинской библиотеки в память о вашем земляке, Владимире

Чивилихине, страстно любившем Сибирь и свою малую родину Тайгу. С уважением Е. Чивилихина. 5-11-89г». Этот экземпляр книги выставлен в экспозиции музея Тайгинского института ж.д.транспорта.

В статье «О Памяти», которая впервые была опубликована 25 мая 1984 года в газете «Советская Россия» за две недели до внезапной кончины писателя, Чивилихин пишет: «Деятельность наших музеев стала огромным и отрадным явлением общественной жизни России. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в год их посещает около 50 миллионов человек… Не раз я бывал в Минусинском музее имени Н.М.Мартьянова, первом в Сибири, основанном более ста лет назад скромным провизором Николаем Михайловичем Мартьяновым, и затерянный в просторах Сибири городок Минусинск благодаря своему музею «становится знаменитостью почти всесветной». И в этой же статье Чивилихин пишет: «Вот уже немало лет историки, писатели, музейные работники, культурная общественность, любители, интересующиеся нашим далеким революционным прошлым, мечтают о музее декабристов в Москве, хотя бы в качестве филиала Исторического. Я высказал эту идею в «Памяти» и читатели дружно поддержали ее в своих письмах»…

«Музей декабристов», хлопотами по созданию которого В.А.Чивилихин отдал много времени и сил, открыт в 1986 году, как филиал Государственного исторического музея. Но открыт не там, где вначале предполагал писатель, а в отданном для этих целей доме Муравьевых-Апостолов, в котором родились три декабриста в т.ч. казненный С.И. Муравьев-Апостол».

Так же в статье «О памяти» В.А. Чивилихин сообщает: «Выскажу одно наболевшее предложение. До войны в Российской Федерации существовало и успешно работало Общество краеведов, которое поддерживал и опекал сам Максим Горький. Следовало бы подумать о том, чтобы восстановить его. Дело это не потребует особых организационных усилий, практически повсюду, где живут люди, есть краеведы, и им надо объединиться хотя бы в секции при организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры… Предложение о создании Общества краеведов, высказанное в «Памяти», я повторяю потому, что многие читатели его горячо поддержали в своих письмах».

Появление в газете «Советская Россия» от 25 мая 1984 года статьи В, Чивилихина «О памяти» приятно удивило и я подумал: «А не явилось ли это поводом для создания в Минусинске «Музея декабристов» и клуба «Краевед» при Минусинском музее имени Н.М.Мартьянова по инициативе тогдашнего директора музея В.А.Ковалева?». Именно в эти годы разрабатывалась в музее концепция для открытия «Музея декабристов», осуществлялась реставрация усадьбы декабристов А.А. и Н.А.Крюковых. Открытие музея состоялось 7-VI-1997 года, а создание клуба «Краевед» – в 1985 году. Появление в кабинете директора музея, над его рабочим столом, портрета В.А. Чивилихина, вскоре после смерти писателя – дань уважения писателю-сибиряку.

В 1986 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла, уже посмертно, книга В. Чивилихина «Жить главным». Издание книги было подготовлено вдовой писателя — Еленой Владимировной Чивилихиной. Книга вышла сборником, в состав которого вошли не опубликованные ранее, из архива писателя, повести: «Шуми, тайга, шуми!», «Тайга шумит!», «Пятилетие Кедрограда». А также старые очерки, многочисленные выступления писателя. Предисловие к книге выполнил писатель Сергей Вакулов. Он сказал: «Владимир Алексеевич Чивилихин обладал острым аналитическим умом и это было в нём главным. Как человек он притягивал к себе каждого, кто хоть раз попадал в «магнитное поле» его ума, его интеллекта и обаяния. Силу этого притяжения, на ряду со многими счастливцами, довелось испытать и мне… Каждая встреча с ним обогащала меня духовно, будила творческую мысль, заряжала бодростью, верой в жизнь, в торжество добра и справедливости. Поражала доскональностью знания им предмета, о котором он отваживался писать. Вычитанное из книг — ладно, этим он не хвастался, хотя редкую книгу брал в руки с трепетом душевным, но добытое им из государственных или частных архивов буквально окрыляло его, делало счастливейшим человеком! Как он светился весь, как торжествовал, когда говорил: «Послушай, что я раскопал!»

Великую силу слова он понял еще в юности, запоем читая все, что попадалось под руку! Бывало выслушав очередной раз его самоотчет о сделанном, я удивленно всплескиваю руками: «Как ты успеваешь?» А Елена Владимировна, его жена, услышав в моем восклицании не только удивление, но и тревогу (а я действительно тревожился за его здоровье), говорила, словно бы жалуясь на него и одновременно ища поддержки: «Вы понимаете, не может он работать как все, не притащи за рукав к столу, не заставь хоть супу тарелку съесть — так и будет сидеть голодный, хоть сутки напролет!» (Сергей Викулов.).

Еще в юности, одним из самых дорогих и памятных мест в городе Тайге для писателя оставалась городская библиотека. Он писал когда-то в дневнике: «О, книги, что бы я делал без вас в тяжелые дни. Без всякой задней мысли скажу, что книги поддерживают меня и крепко поддерживают. Откуда бы я брал бодрость и жизнерадостность?» Став москвичом, писателем, лауреатом, он сохранил теплые чувства к книгохранилищу юности и остался источником радости для других читателей.(На стенде музея Тайгинского техникума).

Дополнения:

«Оказавшись в университете, получив доступ к книгам библиотеки страны (библиотеке имени В.И.Ленина), но и к первоисточникам, в архивохранилищах… он стал воистину благоговеть, как верующий перед святыней. Немного таких, как он, было в университете, способных сутками напролет, с лупой в руках просиживать над архивными документами, рукописными книгами, рябившими в глазах церковнославянской вязью…Подобные перенапряжения, увы, не прошли бесследно даже и для его не хилого от природы организма: в последние годы «прыгало» давление не проходили головные боли, давало знать о себе сердце»…

Нелегким был путь Владимира Алексеевича в литературе. Боль, озабоченность за: «Сохранение кедровых лесов и уникального творения природы — Байкала, земли как главного богатства народа, памятников культуры, состояния литературной критики, организация книгоиздательского дела…»

О своей встречи с девушкой — будущей женой, В,А. Чивилихин вспоминает: «Мне шел уже тридцатый год, я начал тяготится газетной работой, часто болел, и будущее представлял не ясным. И вот этот пожилой молодой человек вдруг встречает юную студентку-сибирячку (на площадь Ногина у памятника гренадерам русско-турецкой войны 1877-1878 годов). И с этого момента они оба, среди всех своих забот и волнений, кажется, живут под страхом внезапно потерять друг друга. Со смехом она до сих пор вспоминает, что первое свидание было назначено ей на лекции в Политехническом музее, а он до сих пор ничего смешного в этой лекции не находит. Вскоре после той лекции он лёг в больницу, а она тайком от врача носила ему сигареты. То была Елена Владимировна (Чивилихина) — правнучка декабриста Н.О. Мозголевского (ветвь: Варвара Николаевна Мозгалевская и Степан Зотикович Юшков), двоюродная бабушка ее, Елены — историк, декабристовед — Мария Михайловна Богданова.

Затеси от автора-составителя Злобина М.В.

Чивилихин В.А. – выпускник Тайгинского техникума МПС по специальности «Паровозное хозяйство» — 1948 г.

1.Мне довелось в 1945-1946 г. учебном году учиться в одно время с В.А. Чивилихиным. В этом учебном году, после окончания в 1945 г. Знаменской средней школы (Минусинский район), я был принят на второй курс. Чивилихин был на четвертом курсе — выпускник 1946 г. Я хорошо помню то время и студента 4-го курса В. Чивилихина, высокого, постоянно ходившего в очках и часто в окружении студентов-однокурсников. Он пользовался авторитетом среди однокурсников, как рассказчик и организатор спортивных игр. Классно крутил «солнце» на турнике в физкультурном зале и никто, видно, не подозревал, что в будущем будет известным талантливым сибирским писателем.

2. В семье В.А. Чивилихина — дочь Ирина Владимировна закончила Московский Государственный университет, литературно-филологический факультет Сербско-хорватского языка и литературы.

М.В.Злобин. Клуб «Краевед» при Минусинском музее.27-10-2008

Использованная литература.

1. Роман-эссе «Память» в 2-х томах. В, Чивилихин. Изд.1982 и 1984 гг. изд. «Современник»

2. «Серебряные рельсы» В. Чивилихин.

3. «Шведские остановки» В. Чивилихин. «Роман-газета» № 23 1977 г.

4. «Пестрый камень» В. Чивилихин.

5. «Про Клаву Иванову» В. Чивилихин.

6. «Жить главным» В. Чивилихин «Молодая гвардия 1986 г.

7. Газета «Советская Россия» от 25 мая 1984 г.

8. «Русские писатели». Биографический словарь

9. «Дороги». Роман. В. Чивилихин, посмертное издание. Составитель Е.В. Чивилихина.

10. Тайгинский техникум железнодорожного транспорта. Г.Тайга. музей техникума.