В середине 19 века Сибирь с исследовательскими целями посетил немецкий ученый, один из основателей современной географической науки Карл Риттер. Риттер на основе своих наблюдений за бытом народов России написал книгу «Земледелие в Азии», но нас интересует не это.
Ученому много раз приходилось наблюдать, как местные жители продают золотые и серебряные украшения, похищенные ими из древних могил. На сотни километров по долинам крупных рек Забайкалья раскинулись степи. Степь прекрасна и величественна. Местами она переходит в сопки. На склонах некоторых из них можно заметить красноватые, плиточные скалы, причудливой формы, местами выветрившиеся, местами распавшиеся на отдельные фрагменты.
Каждому кто знаком с забайкальской степью, знакома и такая картина. Бывает. Что на склонах сопок стоят странные каменные оградки, из плоских, поставленных на ребро плит. Такие сооружения в разных местах Забайкалья имеют свои названия: «Чудские камни», «Бурятские могилы», «Дворики», «Маяки». В целом же это явление древней, обрядовой культуры называется «Плиточные могилы».
Кстати, с названием «Чудские могилы» связана легенда. Считается, что в древности по всей Сибири и Азии жил один народ, называемый чудью. Народ этот был достаточно развит. По всей Сибири стояли города, ныне поросшие лесами. Проблемой чуди было их миролюбие. В какой-то момент пришли завоеватели, и чудь не желая мириться с этим совершила массовое самоубийство. По легенде народ погреб себя в каменных могилах. Также многие считали, что это старинные могилы периодически кочующих из Монголии бурят, но выяснилось, что это ошибочное суждение. Монголы и буряты таких захоронений не делали. Плиточные могилы более древние, относятся к периоду бронзового века. Да и не стали бы буряты разорять собственные могилы, если б они у них были. У бурят практиковался вид погребения называемый дараан. Умершего клали на правый бок, заворачивали в ткань желтого или красного цвета и прикрывали ветками. Тело старались разместить в легкодоступном для диких животных и птиц месте. Конечно, в различных местностях обряды отличались. Например, в 18 веке, этнограф Иоган Готлиб Георги писал, что буряты засыпают тело умершего землей, при этом могил не роют.
Известный врач и исследователь Забайкалья Николай Васильевич Кирилов сообщал в своих записях, что разграблением плиточных могил, занимались бурятские ламы. Дело в том, что в медицинской практике лам использовались различные части человеческих тел. Например, порошок из человеческих костей считался очень действенным целебным средством. Чем древнее была могила, тем целебней считались кости. Традиционные бурятские верование тесно связаны с ламаизмом и шаманизмом, это касается и представлений о загробном мире. Считается, что у человека три души. После смерти первая душа покидает тело и попадает в Мир предков. Вторая душа - это здоровье, когда она исчезает, то человек умирает. Третья душа остается на земле и охраняет кости. Видимо поэтому в них и есть чудодейственная, живительная сила. Вообще вера в чудодейственную, целебную силу человеческих останков уходит корнями в глубину веков. Для тибетской, а в частности для ламской медицины характерно использование материалов животного происхождения. По верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни обязан приносить пользу. Поэтому монголы, буряты, тибетцы скармливали трупы птицам или животным или использовали для лечения.
Например, на Тибете эти традиции существуют по сей день.
Конечно помимо человеческих костей, ламы забирали и драгоценности. Какой-нибудь расколотый горшок или позеленевшая медная пряжка для них ценности не представляли. Поэтому в разграбленных ими плиточных могилах и сейчас можно обнаружить множество ценных для науки предметов.
Нужно понимать, что могилы грабили не только в благих медицинских целях, но этим занимались и обычные искатели наживы.
Тот же Карл Риттер писал, что в Сибири раскопками древних могил занимаются специальные люди, называемые «бугорщиками».
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.