Национальный центр управления обороны и национальный центр управления в кризисных ситуациях ведёт межведомственное взаимодействие не только из центра но и из регионов после факультета ГМУ государственное и муниципальное управление можно работать в любой сфере я увлеклась военно медицинскими науками и юридическими науками туда входит космос пожарная тематика транспорт военное шоу бизнес автомобили спорт многое
Особенно у нас в Калуге
Анализ ситуации: варианты, особенности проведения, этапы и результаты анализа
Руководители нередко вынуждены принимать решения не в соответствии с имеющимся планом, а исходя из сложившейся ситуации. Такое случается по разным причинам. Главная задача менеджера – провести анализ ситуации, разработать и принять наиболее оптимальный вариант действий в решении возникших проблем.
Что это такое
Анализ ситуации – это способ обработки информации, при котором сначала ее делят на части, а потом внимательно изучают каждый элемент по отдельности, чтобы найти проблему и решить ее. Например, прибыль предприятия может уменьшиться из-за роста издержек либо из-за снижения объема выручки, роста дебиторской задолженности и прочих факторов. Для того чтобы определить, какой фактор повлиял на изменение размера прибыли, необходимо изучить эти факторы.
Только после того, как будет выявлена причина, лицо, принимающее решение (ЛПР), сможет разработать план действий и решить проблему. Для того чтобы провести анализ ситуации, уполномоченный человек собирает команду специалистов, которые сводят данные и проводят аналитические процедуры, каждый в своей области знаний и навыков
Анализ конкретных ситуации проводит не один человек, а несколько групп. Руководит ими менеджер или лицо, принимающее решение (ЛПР). В состав команды входят:
Эксперты первого уровня. Они занимаются сбором и обработкой первичной информации.
Эксперты второго уровня. Изучают отчеты и разрабатывают идеи решения проблемы.
Аналитическая группа. Изучает идеи, которые разработали эксперты второго уровня, и выбирает наиболее реалистичные, с их точки зрения, варианты развития событий. Аналитики разрабатывают стратегии работы предприятия и способы решения проблем.
Лицо, принимающее решение, выбирает из предложенных вариантов стратегии развития ту, которая, по его мнению, более всего подходит для решения проблем в сложившейся ситуации. За это он несет полную ответственность.
Позволить себе провести крупномасштабную работу с использованием нескольких групп специалистов может только крупная компания. В большинстве случаев руководитель фирмы проводит анализ ситуации с привлечением одной группы – специалистов отделов. Работу второй группы и аналитиков выполняют люди, входящие в руководство компании, бухгалтеры, маркетологи, инженеры. Они собираются на служебное совещание, обсуждают ситуацию и ищут решение проблем.
Позволить себе провести крупномасштабную работу с использованием нескольких групп специалистов может только крупная компания. В большинстве случаев руководитель фирмы проводит анализ ситуации с привлечением одной группы – специалистов отделов. Работу второй группы и аналитиков выполняют люди, входящие в руководство компании, бухгалтеры, маркетологи, инженеры. Они собираются на служебное совещание, обсуждают ситуацию и ищут решение проблем.
Анализ начинается с выявления отклонения показателей работы фирмы от плановых. Например, в отчетном квартале было выявлено снижение выручки на 30 %, и руководитель не может объяснить причины такого уровня падения. В таком случае он должен собрать группу экспертов и изучить ситуацию. Процесс состоит из следующих этапов анализа ситуации:
Выявление отклонения показателей – определение проблемы.
Организация группы экспертов руководителем.
Закрепление за каждым экспертом участка для работы.
Сбор информации по отделам.
Обработка экспертами полученной информации с применением ими своих специализированных знаний и навыков.
Подготовка специалистами отчетов о проделанной работе.
Изучение этих отчетов руководителем, обсуждение на общем собрании содержания отчетов.
Разработка вариантов решения проблемы и применение одного или нескольких на практике
Руководители всегда заняты работой, поэтому на чтение длинных пространных отчетов у них нет времени. Это говорит о том, что информация в отчете должна быть подана кратко, емко и желательно в наглядном и удобном виде. Лучше, если вместо сотен исписанных страниц и столбцов цифр отчет будет содержать графики, диаграммы, результаты расчетов и мнение эксперта, проводившего анализ в той или иной области. Естественно, что в отчете должны указываться источники информации и наиболее важные показатели, которые, по мнению эксперта, стали причиной отклонения в работе компании. Поэтому технологию анализа проблемных ситуаций следует отработать до того, как такая ситуация возникнет. На предприятии должны быть компьютеры со специальным ПО для решения подобных задач.
Получить результаты анализа ситуации в форме отчета – это только половина дела. Дальше эту информацию должен изучить и проанализировать руководитель компании. И тут многое зависит от его знаний и опыта. При этом под опытом подразумевается не только его личный, но и то, насколько хорошо он знает о том, как подобные ситуации решались на других предприятиях. Обычно менеджер, прежде чем принять окончательное решение, проводит совещание с другими руководителями и экспертами, в том числе с теми, кто занимался анализом ситуации на местах и готовил отчеты.
Проблемные ситуации бывают стандартными и нестандартными. Для решения стандартных задач менеджеры применяют методы анализа ситуации по аналогии. То есть они сравнивают имеющиеся у них данные по другим предприятиям с теми, которые были получены в результате исследования их компании. Если ситуации схожи, то используют те же способы решения проблемы.
В случае если ситуация нестандартная, применяют методы анализа конкретных ситуаций. Для этого используют различные компьютерные программы для моделирования возможных вариантов развития, проводят расчеты, изучают динамику и пр. Для этого руководитель может задействовать специальные компьютерные программы моделирования на основе введенных данных. Например, Project Expert используют не только для разработки бизнес-планов, но также для прогнозирования работы действующих предприятий.
Проблему можно решить и без помощи компьютерных программ, однако это затруднит и без того сложные расчеты. К тому же экспертам, чтобы подготовить отчет, нужно будет чертить графики и диаграммы. Это займет много времени. Руководитель может не использовать специальное ПО, но только в том случае, когда моделирование на компьютере нецелесообразно. Например, в случае форс-мажорных обстоятельств, если действовать надо быстро и решение не зависит от прошлого положения дел или динамики. При этом количества и качества поступающей информации недостаточно, чтобы построить модель на компьютере.
сложных ситуациях, когда от руководителя требуется неординарное решение сложной задачи, он может прибегнуть к помощи такого метода анализа конкретной ситуации – собрать всех экспертов, руководителей отделов и устроить «мозговой штурм». Суть этого метода состоит в том, что каждый участник совещания высказывает свое мнение о возможной причине возникновения проблемы и способе ее решения. Право высказать свое мнение и идеи дается каждому, при этом никто из участников не должен по правилам саркастически относиться к мнению другого.
Естественно, что обсуждение проблемы должно происходить в рамках делового этикета и записываться. Однако решение принимает все равно руководитель или лицо, назначенное для этого. В результате «мозгового штурма» менеджер получит сразу несколько ценных идей. Такой анализ имеет как свои достоинства, так и недостатки. Основные плюсы – это скорость и большое число вариантов, минус – такой анализ ситуации не всегда отражает реальное положение дел и нередко страдает от недостатка объективности.
Основная проблема технологии анализа конкретных ситуаций заключается в том, что экспертам приходится работать с большими объемами информации, по причине чего могут возникать ошибки. Большие объемы данных, которые необходимо переработать в короткие сроки, также составляют проблему моделирования развития событий. Либо анализ займет значительно больше времени и результат потеряет актуальность, либо из-за ограниченного объема информации итоги анализа получатся с высокой долей искажения. В результате модель может оказаться в лучшем случае неэффективной, в худшем – привести к банкротству.
эффективность анализа влияют три основных фактора. Это квалификация эксперта, объем информации, которую он может обработать, и время, имеющееся в распоряжении на проведение анализа ситуации.
SWOT-анализ
SWOT-анализ — это изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей для развития и угроз, с которыми оно сталкивается или может столкнуться. Ниже представлена матрица для проведения SWOT-анализа.
верхней левой ячейке указываются сильные стороны и возможности, которые есть у компании и которые был выявлены в ходе мониторинга и на первом этапе анализа ситуации. Примером может быть такая ситуация, когда стало известно, что по производству некоторой продукции компания имеет монопольное положение на рынке, а за счет определенной технологии, которая у нее есть, она может выпускать ее еще дешевле. Анализ поможет выявить, что это за продукция, до того как на рынке появятся конкуренты.
В верхней правой ячейке указываются сильные стороны и угрозы. Например, на некоторые базовые товары фирмы, с которых она получает наибольшую прибыль, появилось несколько конкурентных фирм, выпускающих аналогичную продукцию и продающих ее дешевле.
В нижней левой ячейке приводятся недостатки и возможности предприятия. Например, несмотря на высокую себестоимость, товар, выпускаемый компанией, пользуется спросом.
В нижней правой ячейке указываются недостатки и угрозы. Первыми могут быть высокая себестоимость выпускаемой продукции или ее низкое качество, а в качестве угроз – действия конкурентов или платежеспособность потребителей. Как выглядит SWOT-анализ, можно увидеть в таблице выше.
Преимущество SWOT-анализа при проведении анализа и оценки ситуации заключается в том, что он дает возможность оценить не только внутренние, но и внешние факторы, которые могут быть даже существеннее внутренних.
Факторный анализ
Факторный анализ – это такой метод анализа ситуации, который подразумевает проведение расчетов на основании данных о работе предприятия и построении многофакторной модели текущего состояния и дальнейшего развития предприятия. Обычно такой метод используют при оценке финансового состояния компании. Рассчитываются такие показатели, как ликвидность, рентабельность, финансовая прочность и вероятность банкротства.
Кейс-анализ
Это метод анализа, когда после ознакомления с отчетами о текущем состоянии предприятия участники собрания разделяются на группы и расходятся для группового обсуждения полученной информации. После этого они собираются вновь, и каждая группа выносит на всеобщее обсуждение свои идеи.
Средний размер группы от трех до семи человек. Они могут высказать свои идеи как на общем собрании, так и передать непосредственно лицу, которое должно принять решение. В кейс-анализ входит описание проблемы, ее сравнение с похожими случаями и решение. То есть группы должны рассказать, как они видят ситуацию, на что она им кажется похожей и какие шаги надо предпринять для решения возникшей проблемы.
Оценка полученных результатов
После проведения разработанных в результате анализа ситуации мероприятий возникает необходимость оценки этих результатов, то есть повторного анализа. Только в этом случае проверяют не состояние предприятия, а эффект после того, как решения были реализованы на практике. Для этого используют метод сравнения того, что было до и после внесения изменений.
Роль анализа в работе компании
Без регулярного анализа ситуации физически невозможно нормальное развитие предприятия. Руководитель всегда должен быть в курсе происходящего и иметь возможность определить не только состояние фирмы, но и то, каковы перспективы ее развития. Он помогает не только узнать о том, какие имеются недостатки в работе предприятия, но и определить внешние угрозы и возможности для повышения его конкурентоспособности и развития. При этом сделать это нужно быстро и при минимальных расходах. Оперативное проведение анализа дает возможность сохранить предприятию финансовую устойчивость, определить имеющиеся недостатки в работе и найти резервы для их устранения. В дальнейшем руководитель сможет использовать те преимущества, которые дают ему полученные в результате работы опыт и знания
Как составить анализ мероприятия? Образец представим ниже, а пока постараемся обосновать необходимость подобного действия.
Самооценка – это способ пояснить коллегам, почему именно такие приемы и методы работы были взяты для определенных этапов урока (занятия), обосновать цели, пояснить полученные результаты, оценить эффективность мероприятия (учебного занятия).
Необходимость самооценки
Для того чтобы группа экспертов, которая назначается приказом директора образовательного учреждения для аттестации педагога, могла получить полное представление о его профессиональных качествах, педагог показывает коллегам «открытые уроки» и мероприятия. После их завершения учитель проводит анализ мероприятия по ФГОС. Образец плана, которым он пользуется для этого, предоставляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе или руководителем школьного методического объединения.
Схема анализа внеурочного мероприятия
В настоящее время отдельное внимание в образовательных учреждениях уделяется внеурочной деятельности. Как сделать анализ воспитательного мероприятия в школе? Образец предлагаем ниже.
Педагог указывает название мероприятия. В анализе он отмечает возраст детей, для которых оно было разработано.
Обязательным элементом самооценки является указание целей, поставленных учителем для анализируемого занятия:
воспитательные (предполагают формирование аккуратности, трудолюбия, нравственности, уважения и бережного отношения к народным традициям);
общеобразовательные (предполагается расширение общего кругозора школьников);
развивающие (совершенствование у школьников творчества, самостоятельности, художественного вкуса);
учебные (оптимальные условия для получения знаний).
Оснащенность занятия: рисунки, презентации, рисунки, инструменты, картинки, проигрыватель, ноутбук.
Подготовка к проведению
Для того чтобы правильно провести анализ внеклассных мероприятий в школе, образец необходимо изучить при подготовке к занятию. Это позволит избежать досадных ошибок, которые могут негативно отразиться на итоговом заключении экспертной группы.
Каждый второй сталкивался с проблемой выбора, сложностью принятия решения. Зачастую мы не знаем, как лучше поступить. Раздумья отнимают у нас огромное количество времени. Наверное, каждый из нас хотел бы научиться быстро находить верное, наиболее выгодное и правильное решение. Лучшие умы мира разработали прекрасный метод принятия решений - матрицы принятия решений.
Что это такое?
Матрица принятия решений в менеджменте - это один из простых и эффективных методов принятия решения. Необходимо выбрать ключевые критерии ситуации и понять, какой уровень значимости подходит для каждого из них.
Данный способ помогает решение разложить по полочкам таким образом, чтобы не загрузить голову множеством различных деталей. Кроме того, благодаря матрице, можно понять на каком этапе развития находится ситуация, и какова общая картина происходящего.
производстве случаются разные ситуации. Зачастую опытный руководитель легко решает типовые задачи, проблемы, поскольку когда-то он уже сталкивался с подобным. Однако мир меняется очень быстро: появляются новые законы, технологии, компании, может произойти инфляционный скачок, наступить кризис. Нетиповые задачи сложно решить, а в краткие сроки тем более.
В любом деле важно не упустить детали, ведь иногда именно они могут помочь решить проблему наиболее лучшим способом.
Именно поэтому руководители часто прибегают к матрицам принятия решений. Они позволяют принять управленческое решение довольно-таки быстро, наиболее верно и не упустить малейшие детали.
Важно отметить, что идеальной матрицы не существует. Для каждого конкретного случая или проблемы необходима своя, уникальная матрица, которая будет решать именно ваши вопросы и будет направлена на ваше предприятие
Матрица принятия решений обладает огромным спектром преимуществ, основные из которых следующие:
Обоснованность и наглядность. Матрица обладает наглядностью, то есть если вы поделитесь своим анализом с другим человеком или же группой лиц, и при этом четко обоснуете полученные данные, то тем самым вы облегчите убеждение собеседника в правильности принятого решения.
Экономия времени.
Выбор оптимального варианта решения.
Наличие запасных вариантов. Может произойти так, что наиболее импонирующий вариант принятия решения не получится реализовать. В этом случае вам не нужно заново проводить анализ, ведь у вас будет уже целый набор запасных вариантов. Останется дело за малым - выбрать наиболее подходящий.
Объективность. Зачастую мы выбираем решение, исходя из наших личных побуждений, забывая разделять собственное "я" и работу. Матрица принятия решений помогает свести субъективное отношение к минимуму.
Некоторые матрицы являются статистическими. Они могут показать текущее состояние предприятия, однако они не помогут оценить динамику стратегических процессов.
Некоторые матрицы предлагают альтернативные стратегии. К сожалению, это иногда усложняет процесс формирования необходимой стратегии для матрицы из-за неоднозначности выбора стратегии.
Построение некоторых матриц требует больших умственных вложений.
Матрицы не дают конкретного, наиболее подходящего варианта решения.
В современном мире аналитическая работа - это способ оценить деятельность предприятия, начиная от крупных промышленных и заканчивая мелкими конторами. Аналогично проводится работа и в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Анализ позволяет оценить внутренние и внешние отношения организации и по результатам принять решение об изменениях в какой-либо сфере.
Что такое аналитическая работа
Аналитическая работа - это изучение, осмысливание и преобразование информации, чтобы понять объект и его функции. Анализ является частью процесса управления предприятием и повышает качество решений руководства. Аналитическая работа требует знаний в проверяемой области и проводится специалистами с навыками анализа.
Выявление недостатков в работе организации, определение резервов позволяет улучшить качество предоставляемых услуг. Руководством предприятия планируется период проведения анализа. План составляется на 1 год, отвечает за него специалист по аналитике. Контроль за выполнением анализа лежит на руководстве предприятия. При анализе ДОУ привлекаются специалисты из Управления образования.
Этапы аналитической работы
Проведение аналитической работы включает в себя следующие этапы:
Составление плана работы. Выявляют направление использования результатов, определяют программу и план. Определяют аналитические таблицы и алгоритм заполнения.
Подготовка материалов. Сбор информации, выявление источников и проверка достоверности данных, анализ.
Определение предварительной оценки. Условия выполнения показателей за текущий период. Сравнение с данными за предыдущие периоды работы. Использование ресурсов.
Выявление причин изменений и отклонений от стандартов. Определение круга взаимодействующих факторов, раскрытие связей и зависимостей, оценка деятельности предприятия и сотрудников. Выявление неиспользованных резервов.
Оценка и вывод. Рекомендации по работе организации и сотрудников.
Анализ методической работы
При организации аналитической работы в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать работу во всех сферах образовательного процесса. Методическая работа оценивается по показателям деятельности детского сада за прошедший год. Это позволяет оценить качество образования и внести изменения при необходимости.
Аналитическая работа - это возможность для педагога улучшить педагогическое мастерство и развить профессионализм. Формирование потребности педагогов в самообразовании формируется за счет регулярной методической работы в течение учебного года.
При анализе учитывают методы аналитической работы, организацию педагогического совета, на котором наглядно представлены способности педагогов. Одним из уровней повышения профессионального мастерства являются консультации. Открытые уроки позволяют оценить деятельность коллег и обнаружить упущения при работе с детьми. При анализе учитывают количество проведенных семинаров, открытых уроков, консультации, конкурсов и совещаний. В течение года старший воспитатель контролирует деятельность педагогов и выбирает пути исправления недостатков
Аналитическая деятельность – это одна из областей человеческого мышления, целью которой является смысловая обработка информации для выработки качественно новых знаний и подготовки основы для принятия оптимальных управленческих решений. Она используется практически во всех сферах, а умение работать с данными – залог профессионализма. Как показывают исследования, сбор данных в информационно-аналитической деятельности занимает до 95 % от общего объема работы. Но наибольшие затруднения представляет собой именно аналитический этап, когда необходимо выработать заключение. Это связано с трудностями как психологического, так и интеллектуального плана
Аналитическая деятельность – это важнейшая составляющая управленческой работы в учреждениях любого типа. Она представляет собой исследование, которое проводится для решения определенных задач. Выполнение анализа позволяет своевременно выявить и оценить противоречия, а также определить наиболее рациональные пути для их решения. Научно обоснованный менеджмент базируется на управленческих решениях, принятых на основе результатов аналитической деятельности.
теории выделяют несколько базовых понятий:
феномен (сущность);
структура (основные функциональные направления);
предметное поле (объект и предмет, информационное поле);
методология и инструментарий.
Поскольку анализ невозможно сделать без предварительно собранных данных, то большинство исследователей рассматривают информационную и аналитическую деятельность как единое целое. В его основе лежат философские положения принципа системности:
в окружающем мире объективно существуют явления, которые можно классифицировать, включить в определенную систему;
даже в бессистемном, на первый взгляд, явлении, все равно можно найти свойства целостности и единства;
каждый из феноменов стремится к достижению системного состояния.
Особенности
Понятие «анализ» рассматривается в 2 аспектах. Первый - это разделение предмета мышления на части, изучение которых позволяет получить общее представление о целом объекте. Второй - процедура систематизации, что отождествляется с исследованием. Аналитика представляет собой комплекс методов организационно-технологического обеспечения для обработки данных и приобретения новых знаний.
Процесс аналитической деятельности направлен в конечном итоге на решение практических задач. Он также носит прогностический характер, позволяя опередить некоторые явления и определить будущее состояние объекта исследования. С точки зрения структурного подхода организационно-аналитическую деятельность можно разделить на 2 класса субъектов: по сфере исследования (государственная, правовая, социальная, предпринимательская, образовательная, культурологическая, экономическая и другие) и уровню организации (от аналитических центров и институтов до руководителей мелких предприятий). Конечным продуктом работы являются различные виды оценок, прогнозы, рекомендации, проекты и другие формы отчетов
Информационная – получение данных, выявление их объема и содержания, первичная обработка (классификация, структурирование).
Диагностическая – определение признаков объекта анализа, установление причинно-следственных связей.
Оценочная – формирование системы показателей.
Рекомендательная – выработка новой информации для решения основных проблем.
Планово-прогностическая – текущее и перспективное планирование.
Коррекционная – внесение улучшений в процесс управления.
Организационная – распределение полномочий между людьми, их четкое определение.
Контрольно-диагностическая – общественный и административный контроль.
Архивная – сохранение информации и конечных продуктов анализа.
Задачи
Задачи аналитической деятельности реализуют вышеуказанные функции. В рамках предприятия к ним относят следующие мероприятия:
формирование совокупности данных (информационного фонда);
определение направлений деятельности аналитической службы и разработка систем показателей по каждому из них;
информационное обеспечение структур предприятия;
выработка рекомендаций и прогнозов, основанных на проведенной аналитической работе.
Различают следующие виды аналитической деятельности:
по характеру научной работы: фундаментальная и прикладная;
по функциональному разделению: тактическая, стратегическая, оперативная;
по виду объекта, на который направлена мыслительная деятельность: макро- и микроэкономическая, управленческая, социально-политическая, экологическая, педагогическая, ментальная;
по типу научной дисциплины, на основе которой производится анализ: философская, экономическая, аксиологическая (системно-ценностная), политологическая, прогностическая, историческая, психологическая, культурологическая, этическая и эстетическая;
по характеру основного метода: системная, статистическая, логическая, проблемная, причинно-следственная, ситуационная;
по уровню анализа: первичная и вторичная (переосмысление полученных ранее результатов);
по характеру периода исследований: ретроспективная (анализ проблем прошлого), актуальная и прогностическая.
Классификация по временному интервалу может носить и другой характер: текущий анализ за период контроля, исследования за отчетный и длительный период (от одного года до нескольких лет). Таким образом, современная аналитика – это комплексная деятельность, каждая разновидность которой характеризуется своей спецификой
Чаще всего в рамках предприятий осуществляются следующие виды аналитической деятельности:
экономическая;
хозяйственная;
финансовая;
актуальная;
перспективная.
Эффективность исследования зависит от соблюдения основ аналитической деятельности:
Научный характер работы. Если исследование производится в экономической сфере, то должны учитываться законы развития рынка. При анализе используются последние достижения науки и техники, а также специальные методики.
Системный и комплексный подход с учетом всестороннего охвата проблемы и участия всех подразделений предприятия.
Объективность как при сборе информации, так и при ее обработке, составлении выводов, рекомендаций. Использование достоверных источников данных. Подтверждение результатов аналитическими расчетами.
Оперативность и актуальность. Получение результатов в предельно низкие сроки для своевременной выработки решения персоналом управления.
Планирование работы, распределение обязанностей и полномочий среди исполнителей. Систематический характер исследований. Стандартизация и регламентирование аналитической деятельности.
Экономичность. Стремление к минимуму затрат и максимуму эффективности.
Организация аналитической деятельности может проводиться в различной форме. На больших предприятиях обычно в рамках экономической службы формируется аналитический отдел или группа. В маленьких организациях этой работой руководит начальник планового отдела или главный бухгалтер.
По степени открытости анализ может быть публичным или закрытым. Исследование могут проводить лица без специальных знаний и подготовки. Профессиональная аналитическая деятельность осуществляется специалистами, которые в совершенстве владеют методами анализа и занимаются исследованиями в определенной сфере деятельности (бизнес-аналитик, системный и инвестиционный аналитик и другие специализации).
Контрольные функции
Контрольно-аналитическая деятельность и экспертиза проводятся с целью проверки на соответствие законодательным, нормативно-правовым актам, техническим регламентам, приказам и распоряжениям, а также для изучения последствий принятых и внедренных управленческих решений. Такая работа осуществляется руководителем организации или другими специалистами, уполномоченными его приказом.
Финансового аудита. Его целями являются проверка документального подтверждения всех финансовых операций, соблюдения отчетности, целевого использования ресурсов.
Аудита эффективности. Проводится для оценки использования ресурсов для достижения определенной цели.
Аудита стратегического управления. Применяется для анализа реализации стратегических целей предприятия.
В качестве приемов и инструментов проектно-аналитической деятельности применяют следующие методы:
Диагностирование.
Планирование.
Систематизация и структурирование.
Верификация.
Логико-лингвистический анализ.
Моделирование.
Анализ и синтез.
Разложение сложного объекта на более простые составляющие.
Факторный анализ.
Обобщение.
Статистический анализ.
Унификация.
Сравнительный анализ.
Моделирование.
Абстрагирование и конкретизация.
Системный анализ.
Оценка долгосрочных перспектив науки.
Графический анализ и другие.
Этапы
При проведении аналитической деятельности на предприятии выделяют следующие основные этапы:
Определение целей. Выделение показателей, которые будут подвергаться анализу, и субъектов, на которые будут возложены обязанности по сбору и обработке информации.
Составление плана работ.
Формирование информационно-методического обеспечения.
Систематизация данных, выявление наиболее важных факторов.
Оформление результатов
Целевой анализ начинается с определения наиболее значимой, глобальной цели. В последующем она разбивается на подцели для упрощения работы. Иногда системный анализ сложного явления требует построения «проблемного дерева», в котором отражают все задачи и цели. Эта процедура необходима для построения четкой логической структуры.
Распределение обязанностей между подразделениями предприятия и основные функции ее сотрудников являются главной целью. Так, планово-аналитическому отделу могут быть поручены разработка плана работы, методики ее проведения, обобщение результатов и составление отчета; отделу главного технолога – анализ уровня производительности; отделу главного механика – предоставление информации о состоянии оборудования.
План-график
Второй этап аналитических работ включает информацию о поэтапных сроках выполнения, отчетности и формах контроля, ответственных и исполнителях. Он составляется с учетом трудоемкости работы, загрузки сотрудников и способа передачи данных из одной структуры в другую.
Различают 2 основных вида плана:
Комплексный. Обычно он разрабатывается на 1 год. В нем указывают объекты анализа, цели, необходимые показатели, распределение обязанностей, источники данных и другие ключевые вопросы.
Тематический. Его разрабатывают для углубленного исследования глобальных проблем.
Информационное обеспечение
На третьем этапе аналитической деятельности определяют виды документов, используемых для сбора информации. В качестве таких источников могут служить:
технологическая документация;
договора;
нормативные материалы;
планы, сметы и задания;
данные бухгалтерского учета и другие виды документов.
Обработка информации может производиться с применением автоматизированных систем, основанных на составлении выборки по ключевым словам и словосочетаниям.
После сбора данных производится их первичная обработка. Она заключается в определении доброкачественности и полноты полученных данных, формировании их в таблицы или другую сопоставимую форму, в анализе для выявления самых важных факторов и оценке альтернативных вариантов и резервов.
После доработки существующих проблем и уточнения вопросов эти действия проводят повторно. Производится выработка рекомендаций и составление заключения.
Сфера государственного управления
В государственном управлении аналитическая деятельность – это совокупность следующих процессов:
Анализ необходимого состояния управляемого объекта, определение задач работы.
Сбор данных с учетом изменяющихся параметров объекта управления и внешних воздействий.
Исследование и оценка полученного материала, выявление сущности явлений.
Создание аналитической модели с учетом предметной области, среды, в которой функционирует исследуемый объект; проверка точности модели, ее корректировка.
Осуществление экспериментов на основе выбранной модели.
Интерпретация результатов.
Передача итоговых данных лицу или государственной структуре, которая принимает управленческое решение
Дисперсионный многофакторный анализ представляет собой совокупность различных статистических методов, которые предназначены для проверки гипотез и связи между исследуемыми факторами и определенными признаками, не имеющими количественного описания. Также подобная методика позволяет определить степень взаимодействия факторов и их влияние на определенные процессы. Все эти определения звучат довольно запутанно, поэтому давайте разберемся в них более подробно в нашей статье.
Критерии и виды дисперсионного анализа
Метод дисперсионного многофакторного анализа чаще всего используется для поиска связи между непрерывной количественной переменной и номинальными качественными признаками. По сути, данная методика представляет собой тестирование различных гипотез о равенстве различных арифметических выборок. Таким образом, ее можно рассматривать и в качестве критерия для сравнения нескольких выборок. Однако результаты будут идентичными, если для сравнения используется лишь два элемента. Исследование t-критерия показывает, что подобная методика позволяет изучить проблему гипотез более детально, чем любой другой известный способ
Также нельзя не отметить тот факт, что некоторые виды дисперсионного анализа базируются на определенном законе: сумма квадратов межгрупповых отклонений и сумма квадратов внутригрупповых отклонений абсолютно равны. В качестве исследования используется критерий Фишера, использующийся для детального анализа внутригрупповых дисперсий. Хотя для этого необходимы предпосылки нормальности распределения, а также гомоскедастичности выборок – равенство дисперсий. Что касается видом дисперсионного анализа, то различают следующие:
многомерный или многофакторный анализ;
однофакторный или одномерный анализ.
Не трудно догадаться, что второй рассматривает зависимость одного признака и исследуемой величины, а первый – базируется на анализе сразу нескольких признаков. Кроме того, многофакторная дисперсия не позволяет выявлять более прочную связь между несколькими элементами, поскольку исследуется зависимость сразу нескольких величин (хотя проводить метод намного проще).
Задумались о методах проведения многофакторного корреляционного анализа? Тогда вам следует знать, что для детального изучения следует изучить те факторы, которые контролируют обстоятельства эксперимента и влияют на конечный результат. Также под факторами могут подразумеваться способы и уровни обработки значений, характеризующие конкретное проявление определенного условия. В этом случае цифры подаются в порядковой или номинальной системе измерений. Если же возникает проблема, связанная с группировкой данных, приходится прибегать к использованию одинаковых числовых значений, что немного изменяет конечный результат.
Также следует понимать, что количество наблюдений и групп не может быть чрезмерно большим, ведь это приводит к избытку данных и невозможности закончить расчет. В то же время способ группировки зависит не только от объема, но и от характера варьирования определенных значений. Размеры и количество интервалов в анализе могут определяться по принципу равных частот, а также одинаковых промежутков между ними. В итоге все полученные исследования будут указаны в статистике многофакторного анализа, которая должна базироваться на различных примерах. К этому мы еще вернемся в следующих разделах
Назначение дисперсионного анализа
Итак, иногда могут возникать ситуации, когда необходимо сравнить между собой две или более различных выборок. В этом случае логичнее всего будет применить многофакторный корреляционно-регрессионный анализ, базирующийся на изучении гипотезы и связи различных факторов в степени регрессии. Также название методики указывает на тот факт, что в процессе исследования используются различные составляющие дисперсии.