Найти в Дзене

Как правильно Каяться

Как известно, одним из важнейших качеств человека, исходя из Авраамических религий, является способность к покаянию. Согласно Исламу, Христианству и Иудаизму - Высший создатель всего сущего (Аллах, Бог, Яхве) способен на безграничную милость и милосердие, но только в случае, если человек признает свои ошибки. Одним из основных способов получение прощения со стороны Всевышнего является именно – покаяние.

В этой статье я бы хотел затронуть особенности покаяния в различных религиях Авраамического толка.

1. Православие

Как известно, в Православии перед причастием необходимо исповедаться. Люди, которые бывали в храмах наверняка замечали, какая, порою очень длинная, очередь выстраивается к Священнику с целью исповеди.

Для кого-то покаяние в различных грехах является привычным делом, другие же долго решаются перед тем, как поделиться с Батюшкой историей своих поступков. Кто-то же вообще не готов рассказать о самом сокровенном.

Нередко основным препятствием к исповеди является ее публичность. Люди могут бояться, что окружающие их услышат и начнут осуждать.

В крупных храмах посетитель Церкви и Батюшка могут спокойно отойти в уголок от основной толпы. Некоторые Священники сами стараются обеспечить “свободное пространство” вокруг себя, чтобы исповедующийся чувствовал себя максимально комфортно. В маленьких же церквях, особенно по праздникам бывает не протолкнуться и тогда ни о какой приватности не может идти и речи.

Многие в таком случае приводят пример Католических храмов.

2. Католичество.

У Католиков для исповеди отведены специальные кабинки. Причем, в некоторых случаях, Святые Отцы и их посетители даже не видят друг друга. В кабинках, как правило, царит приятный полумрак, благодаря которому человек расслабляется и начинает проявлять склонность к философским изысканиям.

В такой обстановке человек, нередко, гораздо более охотно делится своими переживаниями. Эффект от подобного стиля беседы со Священником, порою, может приносить гораздо больше пользы, нежели общение с психологом.

Сейчас мы увидели два, совершенно разных подхода: Личный и Публичный.

-----

В старые времена, на Руси, вообще считалось, что настоящая исповедь может быть только публичной. Нередко человека заставляли встать перед всем честным народом и открыто покаяться. Тогда считалось, что если человек публично признает свои ошибки и даст слово больше их не совершать, он начнет бояться творить повторные прегрешения, так как будет, по сути, “на крючке” у народа. Страх стыда и всеобщего осуждения имел значительный вес, так как в былые времена не существовало такой разобщенности народа, как сейчас.

Если обратиться к раннехристианским временам, то человека, за какие-либо серьезные проступки, могли вообще изгнать. Ни о какой “тайне” тогда не могло идти и речи.

У Католиков же гораздо более важным “параметром” в покаянии является не страх, а личное признание ошибок. При этом, беседы с самим собой и самообвинения недостаточно. Важно именно добровольно поделиться всем с “доверенным лицом Господа” – Священным Отцом.

3. Ислам

У мусульман, как правило, публично каяться в своих поступках не принято. Согласно основам Ислама, верующий должен самостоятельно, без посредников, устанавливать связь с Всевышним. Чтобы заслужить прощения от милостивого и милосердного Аллаха, человек должен лично признать свои ошибки и дать искреннюю клятву больше их не совершать.

Мулла может лишь проконсультировать человека по поводу того, как искупить то или иное прегрешение, либо порок. В остальном же, задача по преодолению греха ложиться на человека.

Просто прийти и рассказать о своих поступках не всегда достаточно. Важно неустанно совершать Намаз, творить добрые поступки, истинно обещать себе и Аллаху то, что больше подобных “вещей” не повторится.

Если в Христианстве Священник может попросить у Господа скорейшего прощения поступков страждущего, то в Исламе в Исламе, никто, кроме самого человека, не вправе подать это прошение.

Публичное признание нередко даже осуждается в Исламе. Согласно Хадису Бухари и Муслима: “Создатель простит и исцелит всех мусульман, за исключением тех, которые публично разоблачили себя, распространяясь о своих грехах, в то время как Всевышний их скрыл от взора других”. Как видите, здесь идет явное указание на то, что если Аллах, по своей воле, не сделал прегрешение человека достоянием общественности, то верующий не вправе самостоятельно перечить его воле.

Если же информация о поступках человека “вышла на свет”, то нередко свой поступок провинившийся искупает через публичную порку. Сейчас, правда, в мусульманских странах от этого метода отходят, замещая наказание крупным штрафом. В некоторых случаях человеку могут позволить способ искупления.

На Северном Кавказе, своеобразным способом исповеди является – публичное извинение. Но, опять же, о том или ином неблагочестивом поступке должно быть уже известно.

4. Иудаизм

В Иудаизме исповедь, также как и в Православии, принято проводить публично. Но для полного искупления человек обязан лично попросить прощения у того, против кого совершил плохой поступок.

-2

Несмотря на разницу в формах покаяния главным критерием является осознание своих поступков и готовность к исправлению.