Когда Нил Армстронг совершил посадку на Луну в нью-йоркской газете было опубликовано интервью с одной очень пожилой женщиной, на вопрос о ее ощущениях, она ответила: “Это было захватывающе, но не сравнить с восторгом от открытия Бруклинского моста.” Она знала о чем говорит, она присутствовала при обоих событиях.
Бруклинский мост величественно возвышается над Ист-Ривер в Нью-Йорке, соединяя два района - Манхэттен и Бруклин. Был открыт в 1883 году, его создателем стал американский инженер, немецкого происхождения Джон Август Рёблинг. Родившись в Германии, в 25 лет он стал первым жителем своей деревни, уехавший за ее пределы и никуда-нибудь, а в далекую Америку. Сначала осев в Западной Пенсильвании, он намеревался стать фермером. Но тихая фермерская жизнь оказалась не для него и позднее, Рёблинг переезжает в столицу штата, где становится инженером-строителем и признанным специалистом по подвесным мостам, которые были очень популярны в то время, но не очень надежны при сильном ветре или высоких нагрузках.
В январе 1867 года в Нью-Йорк пришли такие сильные холода, что даже замерзла Ист-Ривер, паромная переправа встала и местные жители вынуждены были добираться пешком по льду из Бруклина на Манхеттен. Высоко оценив такие неудобства, все газеты наперебой еще несколько недель не переставали твердить, насколько нужен в этом месте мост.
К этому времени Джон Рёблинг зарабатывает репутацию специалиста по строительству подвесных мостов, построив мосты такого типа на Ниагарском водопаде и в Цинцинате. На основе достижений Рёблинга городской совет Нью-Йорка одобряют проект по строительству Бруклинсого моста. За три месяца Рёблинга провел все подготовительные работы, чертежи и сделал оценочную стоимость. Но к сожалению, еще до начала непосредственно строительства моста, Рёблинг получает травму ноги и спустя три недели умирает от столбняка. Пост главного инженера занимает его 32-летний сын Вашингтон, получивший опыт при работе с отцом.
Перед началом строительства моста, необходимо было заложить прочный фундамент. Для этого в русле реки были уложены большие деревянные ящики, получившие название кессоны. Эти огромные герметичные коробы были прижаты ко дну гранитными блоками, а для того, что-бы вода из них уходила подавался сжатый воздух.
Но все равно данный процесс являлся очень опасным, работники, которых называли песчаные свиньи (sandhogs), при помощи лопат и динамита расчищали ил и прочие залежи на дне реки, пока не добрались до достаточной глубины. После этого работники начинали закладывать кессоны кирпичными и бетонными опорами. Находясь под водой испытывали очень нехорошее самочувствие - головную боль, замедленное сердцебиение, кровотечение из носа, рвоту и прочие расстройства организма. Сжатый воздух позволял рабочим дышать под водой в кессоне, но он еще и растворял опасное количество газа в крови работников, но самая большая опасность была, когда рабочие поднимались на верх и этот газ выходил.
Данный опасный процесс часто был причиной серьезных последствий для здоровья - судороги, боль в суставах, паралич и мог приводить даже к смерти. Из-за этого происходит трагедия и с сыном Джона Рёблинга, делая его парализованным и прикованным к кровати. Тогда руководство строительства переходит к супруге Вашингтона - Эмили Рёблинг. Но муж Эмили продолжал помогать в строительстве моста, наблюдая в телескоп из своей квартиры, напротив моста в Бруклин-Хайтс и передавал инструкции строителям через свою жену.
Только к началу 20 века ученые сделали вывод, что рабочих надо поднимать из воды медленнее, что-бы замедлить декомпрессию. Благодаря этому в 1909 году в Нью-Йорке были приняты первые в стране законы по безопасности кессонов, защищающих рабочих, которые как раз в то время рыли туннели по Гудзоном и Ист-Ривер. Бруклинский мост - это не только история постройки моста, но история, как удалось решить сложные проблемы при его строительстве.
Не смотря на невероятные сложности при строительстве, 24 мая 1883 года Бруклинский мост через Ист-Ривер был открыт, впервые в истории соединил города Бруклин и Нью-Йорк. Все жители окрестных городов, кто не был занят в тот день, пришли посмотреть на церемонию открытия, почётными председателями которой стали президент США Честер Алан Артур и губернатор Нью-Йорка а также будущий президент США Гровер Кливленд. В первых рядах была и Эмили Рёблинг на хрупкие плечи которой легла тяжелая ноша по руководству строительством Бруклинского моста. Она прокатилась по мосту с петухом на коленях, символом победы. Все кто в тот день пришел на открытие моста имели возможность впервые прогуляться по широкой набережной над проезжей частью, которая специально была задумана и спроектирована Джоном Рёблингом для пешеходов.
В то время это был единственный мост через Ист-Ривер, соединяющий отдельные города Бруклин и Нью-Йорк, и многие сомневались, что этот мост выдержит такой большой поток. Этот страх, возможно, и спровоцировал давку через неделю после открытия Бруклинского моста, 30 мая. Одна женщина споткнулась и упала на ступеньки, ведущие к мосту, заставив другую женщину закричать, а толпа людей поддалась паники, подумав, что мост рушится и началась давка. За несколько минут погибли 12 человек и несколько десятков получили серьезные травмы.
Ранее шоумен и основатель цирка Барнум предлагал провести своих слонов во главе со своим самым известным из них, Джамбо, по мосту в честь его открытия. Ему отказали, но поскольку общественное доверие к строению после инцидента упало еще ниже, демонстрация силы Бруклинского моста казалась хорошей идеей. 17 мая 1884 года Барнум провел через мост 21 слона вместе с 17 верблюдами. Больше в надежности моста никто не сомневался, став для нью-йоркцев одним из любимейших мест и конечно же в любой экскурсии по Нью-Йорку обязательно будет включена прогулка по Бруклинскому мосту, который уже почти 140 лет он является визитной карточкой города.
❗️Интересные факты о Бруклинском мосте:
- Первый подвесной мост в мире на стальным тросах
- Самый длинный подвесной мост в мире
- Первый мост в мире покрытый металическим цинком для защиты от коррозии
- И первый с электрическим освещением
- Две башни моста были выше, чем любое здание на северо-американском континенте
- Когда открыли назывался Мост Нью-Йорка и Бруклина или Мост Ист-Ривер
- В то время разделял два отдельных города. Бруклин был 3 по величине городе в США, уступая только Нью-Йорку и Филадельфии
- 40% всех рабочих Бруклина работали в Нью-Йорке
- В конце Гражданской войны 5 паромных компаний совершали 1000 переправ в сутки
- В строительстве было задействовано 600 рабочих, ушло 14 лет
- Стоимость 15 миллионов долларов, или свыше 320 на сегодняшний день
- Опасные работы по укладке фундамента моста выполняли рабочие-иммигранты, получая за это 2$ в день
- Более 20 рабочих погибли, в том числе и создатель моста
- За первые сутки по мосту прошли 150.000 человек
- Четырнадцать тонн фейерверков осветили ночь во время открытия
- Многие ирландцы бойкотировали церемонию, потому что она совпала с днем рождения британского монарха королевы Виктории.
- Сегодня мост пересекают примерно 120.000 автомобилей, 4.000 пешеходов и 3.200 велосипедистов
- Бруклинский мост стал одним из их регулярных мест гнездования соколов-сапсанов
- В свое время мост даже использовался как бомбоубежище и винный погреб