Задания репродуктивного уровня
Данный тип заданий для закрепления учебного материала базируется на трёх уровнях усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько): понимании, узнавании и воспроизведении.
Учащиеся имеют первоначальное представление о полученной информации и могут эту информацию воспроизвести. Задания данного уровня ориентированы на копирование и транслирование полученной информации. К заданиям данного уровня можно отнести, например, тестовые задания закрытого типа (с выбором одного и более верных ответов, задания на соответствие и установление правильной последовательности). Также к заданиям репродуктивного уровня относятся задания следующего вида:
1. "Найди ответ на вопрос в тексте"
2. Формулирование простых (фактических) вопросов к тексту
3. "Выпиши из текста..."
4. "Подчеркни ответ на вопрос..."
и т.д.
Задания пользовательского уровня
Данный тип задания базируется на уровне усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько), который называется применение. Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае действие учащегося рассматривается как продуктивное. К такому уровню заданий относятся, например эссэ. Если мы говорим про начальную школу, то это задание вида:
1. "Прочитай высказывание. Согласен ли ты с приведённым высказыванием? Обоснуй". Такого рода задания являются своего рода пропедевтикой для умения писать эссе на заданную тему в более старших классах.
2. К пользовательскому уровню можно также отнести формулирование интерпритационных, оценочных и практических вопросов.
3. Некоторые задания технологии ТРИЗ также можно отнести к пользовательскому уровню.
4. Составление интеллект-карт
Задания креативного уровня
Данный тип задания базируется на уровне усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько), который называется творчество.
В результате выполнения заданий данного уровня у учащихся должен появиться какой-либо новый продукт: рисунок, стихотворение, иллюстрация, модель, синквейн. Также к творческому уровню относят педагогичнскую технологию case-study, а вернее не саму технологию, а результат деятельности учащихся. Т.е. фактически само решение кейса. По своей сути найденное решение (а также анализ принятия данного решения) в поставленной ситуационной задаче и есть новый продукт, которого не было.
Таким образом, для того, чтобы процесс обучения был наиболее эффективным, на занятиях необходимо использовать и применять задания всех представленных выше уровней (репродуктивного, пользовательского и творческого).