Я уже не раз, не два и даже не три утверждал (и буду утверждать в будущем), что «Альфа-книга» как будто бы занимается благотворительностью, оставляя читателям только заведомо, как минимум, неплохие книги. Почему так? Почему это имеет место быть даже в электронную эру, когда казалось бы...
Предлагаю совместно в этом разобраться. А для того, чтобы разобраться — нам сначала придётся совершить небольшой (очень) экскурс в историю.
Великий крах видеоигровой индустрии
Что было ближайшим аналогом тому, что (дважды!) рисковало случиться у нас? Событие, приведшее к тотальному распаду целой отрасли на неполных три года: так называемый «Великий крах видеоигровой индустрии» в США 1983-го года.
Нас не интересует, что там было во время и после, для темы важно знать, почему это произошло.
А произошло это потому, что на рынок стали вёдрами «выбрасывать» низкосортные помои, под слоем которых в какой-то момент хорошее исчезло вовсе даже от хорошо вооруженного журналами человека, так как «трешоделы» стали подкупать рецензентов.
Так, погодите закрывать со словами «всё понятно»: напоминаю, что «Альфа» спасала нас дважды и от разных напастей.
И вот теперь можно вернуться к обстановке книжного рынка конца девяностых
И обстановка была, прямо скажем, не из лучших. Начиная с того, что под словами «Книжный рынок» подразумевается буквально книжный рынок, вот такой.
И уже посмотрев на книжные корешки можно без труда сделать вывод о «корне зла»: после Коллапса «главлитовские» мощности были весело приватизированы кем попало, и как грибы после дождя возникли сотни «наноиздательств», печатавших на туалетной бумаге всё подряд.
Первоначально всё было нормально: интерес у читателя был де-факто только к иностранной литературе, а с её качеством проблем не было: «шлак» банально не доходил до рук переводчиков.
Но где-то в 95...96 годах у читателя всё же наступило пресыщение западной литературой (особенно на фоне тотального краха «западных» реформ), и возник интерес к литературе отечественной.
И вот здесь-то началась самая настоящая жесть: в такие «наноиздательства» толпами рванули «молодые дарования», начав загаживать своими «шадеврами» все картонные коробки книжного рынка, элегантно сочетаясь с противодождевыми зонтиками «Балтика 6», стоящими на развале.
Крупные издательства почуяли прибыль и переняли ту же стратегию, по принципу «а мы завалим рынок ещё качественнее, и тогда наши книги будут покупать больше просто по теории вероятности».
То время было «золотым веком фэнтези» на постсоветском пространстве, а следовательно — из лотка «всё по 20000» можно было хватать любую: се они были примерно одинаковы, что, в свою очередь, породило знаменитый «МАЛЫЙ ТИПОВОЙ НАБОР» (подробнее по ссылке выше).
А в чём была проблема?
Помните, что было чуть выше?
на рынок стали вёдрами «выбрасывать» низкосортные помои, под слоем которых в какой-то момент хорошее исчезло вовсе
Именно это и рисковало произойти в конце «девяностых», но ситуацию спасло буквально чудо.
Чудо было вполне себе материально, проживало в Питере и называлось ЗАО «Армада». Где-то в начале 1998-го кому-то пришла идея начать постепенно смещать фокус «на качество», для начала — выделить какую-то одну серию и не пускать туда совсем уж конченых авторов.
На роль этой серии был избран «Фантастический боевик», где со временем от него останется только название, а само попадание туда станет эталоном качества книги для писателя любого жанра.
К несчастью вместе с этим «пробным шаром» руководство посетила и невероятно тупая идея спрятать всех под одним псевдонимом, но об этом была отдельная статья.
Идея показала себя хорошо, и в начале 1999 было принято судьбоносное решение о ребрендинге: ЗАО «Армада» стало ООО «Издательство АЛЬФА-КНИГА», а «трэш» перестали допускать в печать вовсе.
Со временем у читателя образовалась защитная реакция: хочешь получить нечто заведомо-читабельное — высматривай этот значок.
Значок работал как советская цензура: не жди, что за тебя отберут одни лишь шедевры, но главное — за тебя убрали оттуда весь откровенный мусор.
И что, всё? Мир, счастье, процветание?
Конечно же нет, и вскоре над нашим литературным мирком Дамоклов меч навис ещё один, пока последний раз.
Кризис 2008-го
Будем честны, он ударил не только по литературному сегменту, но и по всем остальным. Тем не менее — именно в нём была та уникальная ситуация, оставшаяся с девяностых, спасибо «самой читающей»: из сотен «наноиздательств» к кризису не закрылся практически никто.
Тем не менее — кризис «смёл» их не глядя: мелочь, середнячки, даже несколько «гигантов индустрии» ушли в одночасье, оставшиеся — еле трепыхались и практически единогласно решили уйти из «худлита»: кому-то посчастливилось присосаться к госкормушке, кто-то — стал печатать только «литературных мастодонтов», которые бы продавались заведомо и в больших количествах...
Представьте себе мир, где с 2009 по 2016 у «обычных» писателей остался бы только «самиздат»
... Практически. Потому что «Альфа-книга» устояла за счёт трёх гениальных ходов.
- Делай раз — налаживаем контакты с онлайном. «Альфа-книга» одни из первых разглядели весь потенциал «Литреса», а позже и «Play книг», заключив взаимовыгодные договоры по онлайн-изданиям.
То же самое касается и работы с тем же «лабиринтом» и прочими первыми ласточками «книжных интернет-магазинов». - Делай два — прекращаем бессмысленную «войну с пиратством»: у кого денег нет — и так не купят, зато хоть имя и серия будут на слуху у всех слоёв населения. А когда деньги появляются или прочитанное оказалось сверх всяких похвал — нередко платят даже пираты.
- Делай три: прекращаем рекламу в любом формате: про «Альфа-книгу» информация уже и так достаточно успешно распространяется путём «сарафанного радио».
Напомню, что реклама — это обычно до половины бюджета.
И таким образом мы оказались в той поразительной ситуации, когда на рынке осталось ровно одно издательство, выдающее народу развлекательную литературу. Монополисты!
И знаете таки что? Они не стали задирать цены. В монопольных условиях. Я уже говорил, что они занимаются благотворительностью?
Чёрт, кажется, что это становится постоянной шуткой. Или, скорее, комплиментом.
Как бы то ни было — благодаря такой вот уникальной, ориентированной на читателя бизнес-модели издатель живёт и здравствует и поныне, даже когда расцвели «онлайн-издательства» типа Author.today, ведь это по сути тот же «рынок» из девяностых, только в Сети, а стало быть — спрос на заведомо хорошие книги от людей с дефицитом свободного времени всё ещё высок как никогда.
***
Если вам есть что сказать или предложить идею — смелее в комментарии, особенно с последним: я пребываю в перманентном творческом кризисе.
Также вы меня таки очень сильно поддержите, поставив лайк и подписавшись на «Закрытую Книгу». А чтобы принять решение, нужно оно вам или нет — можете посмотреть эти статьи
—>Особенности постапокалипсиса в отечественных реалиях
—>Хорошая книга: Борис Акунин, цикл про сыщика Эраста Фандорина
—>«Литературные негры»: правда или городская легенда?
или обратить внимание на «правый блок».