Найти в Дзене

Агенты влияния. Кто это? Часть первая

Довольно часто, читая блоги и комментарии к ним встречаешь неверное использование специальных терминов. Термин применил и вроде как умнее выглядишь в глазах окружающих. К сожалению, неуместное и неправильное использование специальных терминов не позволяет разобраться в проблеме, уводя нас в сторону от реального знания, а соответственно – и правильных выводов. Поскольку наша задача разбираться в

Довольно часто, читая блоги и комментарии к ним встречаешь неверное использование специальных терминов. Термин применил и вроде как умнее выглядишь в глазах окружающих. К сожалению, неуместное и неправильное использование специальных терминов не позволяет разобраться в проблеме, уводя нас в сторону от реального знания, а соответственно – и правильных выводов. Поскольку наша задача разбираться в вопросах, то важно и правильное и уместное применение терминологии.

Одним из таких терминов является «агент влияния». Чаще всего данный термин используется как аналогия агента спецслужб, но между ними есть существенная разница. Причем что удивительно, между агентом спецслужб и агентом влияния ставят знак равенства даже серьезные источники, так, например, В.В. Цыганов и С.Н. Бухарин в своей книге «Информационная война в политике и бизнесе» дают такое определение: «Существуют исполнители планов органа управления информационной войной (Центра). Это личности или группы внутри, или вне организации, которые претворяют в жизнь эти планы. Часто их называют агентами влияния. Они сделали ставку на ведение информационной войны, которая влияет на то, что они делают или будут делать».

Иллюстративная картинка. Изображение взято из открытых источников
Иллюстративная картинка. Изображение взято из открытых источников

Особенно забавно, когда идет речь о людях на достаточно высоких постах, например, о Чубайсе или А. Н. Яковлеве, да еще и с приставкой кого – «Чубайс-агент влияния ЦРУ». Так и представляется себе «Центр-Юстасу»: «Стать главным идеологом, авторитетом Ленина ударить по Сталину, авторитетом Плеханова по Ленину ну и так далее». Или Чубайсу: «Толян, задача! Провести приватизацию, несколько миллионов уничтожить, заводы закрыть, а всем рассказать о двух «Волгах». Я намеренно несколько утрировал для того, чтобы показать абсурдность таких команд. Может или могло быть такое прямое управление данными людьми – точных у меня данных нет, свечку не держал, но гипотетически – да. Просто это все не имеет отношения к вопросу «агентов влияния». В таком случае это простые шпионы, выполняющие задачи своего центра. Агент влияния – это нечто другое. А агентами влияния они точно были и являются.

Заметим, что разведчики-шпионы известны очень давно, а вот агенты влияния – термин недавний, примерно с конца 60-х годов ХХ века. Хотя само по себе явление было.

Представьте себя в Древнем Риме начала I-IIстолетия нашей эры. Вам удалось каким-то образом ознакомиться с трудами христиан, так что вы сами стали христианином. Причем уверовали безоговорочно, как только древние люди могли. Вокруг мрак и разврат, общество загнивает, язычество кругом. Надо что-то делать! Веруете-то вы всерьез, душу спасать надо. Но вы одиночка! Какие ваши дальнейшие действия? Вероятнее всего, вы начинаете искать единомышленников. Рассказывать и агитировать ближайших людей. На втором этапе – собирать общину – Церковь, ведь «там, где двое или трое соберутся во имя мое, там и я среди вас». Теперь представьте, что такой же человек появился в другом городе античной Империи. Что он будет делать? Да ровно тоже самое! А почему? Да потому что у вас обоих есть одинаковый параметр.

И этот параметр связан с понятием ценности. Но наличие просто одинаковых ценностей, как говорят математики, необходимый, но недостаточный признак для формирования такого вашего поведения, как показано выше. Ценности задаются человеку культурой, но они субъективны, у каждого из нас их относительно много. Возможно, среди нас будет йог, который питается праной и голым спит на земле, но все же у большинства хлеб насущный, безопасность, семья – вполне входят в понятие ценностей. И тогда входили. Потому, для действий необходимо проранжировать свои ценности, расположить их в порядке приоритетов. Сформировать матрицу ценностей. И вот эта матрица ценностей и есть искомый параметр, по которому для двух христиан из примера спасение души – наивысшая ценность, ради которой нужно действовать, влиять на окружающий мир.

Вот мы подошли к главному – агент влияния – это человек, у которого одинаковая матрица ценностей с той структурой/учением, в интересах которой он производит влияние.

То есть, например, агент влияния Польши в Беларуси –0 это человек, у которого в матрице ценностей Польская Республика и её интересы является определяющей (фанат Польши). Исходя из этих ценностей, он ведет свою деятельность – агитирует других людей, вербует на работу, предлагает Беларусь сделать Польшей, путем… Ну, впрочем, последнее за окном. Не будем углубляться, мы не помощь оказываем змагарам.

Продолжение во второй части