Найти тему
Детская зала

Детская книга с окошками (от 0 до года): Билл Мартин Мл., Эрик Карл "Мишка, бурый мишка, кто там впереди?"

Текст: Билл Мартин мл.
Иллюстрации: Эрик Карл
М.: Розовый жираф, 2017
11 разворотов

Эта квадратная книжка большого формата с плотными картонными страницами и окошками, с прекрасными (как всегда) иллюстрациями Эрика Карла предназначена совсем маленьким читателям. Я бы рекомендовала её малышам с 8 месяцев. Нужно ли говорить, как нравится им открывать и закрывать окошки (и как это способствует развитию мелкой моторики)?
Книга у нас живёт больше двух лет, использовалась очень часто, при этом страницы немного истрепались разве что в уголках, все окошки целы и исправны.
Здесь минимум текста, и, на первый взгляд, кажется, что книжка эта — чистая игра. «А почему лошадь синяя, кот фиолетовый?...» — спросила меня с усмешкой взрослая сестра, сама мама четырёхлетней тогда девочки. И я знаю, что многие мамы (и даже педагоги-психологи) за то, чтобы рисунки и игрушки были максимально реалистичными. Поэтому они клеймят и «Свинку Пеппу», и «Малышариков», и розовых игрушечных жирафов и т. д. Но позвольте. Если вы дадите ребёнку краски или карандаши и не будете диктовать, что и как ему рисовать, что вы увидите? Тех самых розовых жирафов, малиновых крокодилов, фиолетовых котов. И поначалу они ну совсем не будут напоминать вам реальных животных. Потому что в детской фантазии — и между прочим, в сказках — бывает всё, что угодно. Нужно ли годовалому малышу настойчиво повторять, что чёрные, белые, рыжие и «черепаховые» коты бывают, а вот фиолетовые ни в коем случае?.. Это наблюдение ребёнок сделает сам, когда станет постарше. Кстати, оно никак не будет противоречить фантазии. Ребёнок, в отличие от большинства взрослых, прекрасно совмещает в своём мире то и другое. Эрик Карл — художник, который близок детям.
А ещё эта книжка учит тому, что вдали объекты маленькие, а если они прямо перед тобой — становятся большими, понятию «впереди» и самому очевидному здесь — цветам.
«Милую учительницу» можно заменить на «воспитательницу», чтобы приучить ребёнка к мысли о доброжелательном педагоге в его первом коллективе, а фразу «Это дети!» я дополняла уточнением: «мальчики и девочки», чтобы малышка понимала, кто такие эти дети.
Что ещё может не понравиться здесь родителям? Не в каждом случае «правильно» прорисованные дети: не всегда ясно, кто из них мальчик или девочка. Но для нас с Агатой это тоже стало игрой: вот этот ребёнок скорее девочка, ведь у неё две косички, вот это — мальчик, у него такая явно мальчишеская стрижка и лицо почти «мужественное», а вот этот ребёнок может быть и девочкой и мальчиком... С одной стороны, ребёнок таким образом учится наблюдательности. С другой стороны, в современном мире часто действительно не всегда по внешнему облику можно определить половую принадлежность, не всегда то, что в твоих представлениях безусловно, является таковым на деле. И это приучает ребёнка не только толерантности, но и к осторожности в выводах — о чём угодно. Так же как кот может быть всё-таки фиолетовым, мальчик может носить длинные волосы и розовую футболку, а девочка быть коротко стриженной и носить мальчишескую рубашку. Потому что разрешено всё, что не запрещено. А детям и художникам позволено очень многое.