Прошу прощения у тех, кто открывал эту статью раньше. Из нее почему-то исчез текст.
А текст был примерно такой.
В далекие времена моего детства, когда люди читали много бумажных книг, в этих книгах встречались иногда незнакомые слова. Гугла и интернета не было, до Большой Советской энциклопедии добраться тоже было трудно, да и словарь Ожегова был дефицитным изданием. И тогда эти слова как-то додумывались, обрастали вымечтанными подробностями, и становились красивой легендой. А потом выяснялось, что означает это слово нечто совсем другое и детская красивая сказка рассыпалась в прах. Обычная история советских детей.
Многие воображали волшебный вкус неведомых анчоусов и каперсов, а я с самого детства пыталась представить себе, как же упоительно и восхитительно пахли дамы, затянутые в лайковые перчатки и корсеты, от которых всегда, на протяжении всей жизни, веяло одним только ароматом. Или пачулями, или вербеной.
И эти дамы были прекрасны, и истории их любви были красивы до невозможности, и и их таинственные ароматы оставались для меня загадкой очень, очень долго.
А когда закончился Советский Союз, а потом и перестройка, и жизнь потихонечку пришла в норму, я смогла заказать себе первые настоящие эфирные масла. И, конечно, там было все, что так долго жило лишь в моем воображении.
Эту первую распаковку я буду помнить всегда. Вербена пахла банальным лимоном. А вот пачули.... Хуже них был только ветивер. Но описать запах эфирного масла ветивера очень легко - почти 100% людей он напоминает запах давно не мытой пепельницы с окурками, запах очень грязного жилища, дыма, горечи.
А с пачулями все было гораздо пронзительнее. Это был аромат противный, вызывающий прямо-таки внутреннюю душевную боль от обоняния. Он пах и смолой, и чем-то несвежим, и чем-то медицинско-химическим и был так неприятен, что хотелось выбросить флакон и больше никогда это не обонять.
Потом я узнала, что концентрация эфирных масел и абсолю (еще одна концентрированная форма) настолько высока, что человеческий нос воспринимает ее как неприятную. Даже абсолю розы пахнет отнюдь не так, как мы себе представляем.
Ну, а у пачуль - все-таки хочется склонять это слово - были все все основания пахнуть так ужасно - оказалось, что этой душистой травкой - умри все живое - прокладывали на востоке все вещи и продукты, которые надо было уберечь от разнообразных насекомых - от вшей до моли.
Так что, строго говоря, запах пачуль от дамы свидетельствовал, скорее об ее чистоплотности, нежели о возвышенности и прекрасности.
И все же тот пузырек с ужасными пачулями я не выкинула, а стала к ним подбираться с одной стороны, с другой, в результате родилось много разных историй - забавных, красивых, роскошных. В парфюмерии, как и в фармацевтике, яд от лекарства отличает только количество капель.
И сколько же прекрасных душевных лекарств создали парфюмеры всех времен и народов на основе этих вонючих пачуль - от Новой зари до Тома Форда, ну, или наоборот. И многих пачульных любимчиках и фаворитах моей парфюмерной коллекции я расскажу в других пачульных историях.