От бездаря к гению: 11 шагов, которые я сделал, прежде чем стать профессиональным фотографом

11K прочитали

Путешествие в мир цифровой фотографии может показаться весьма сложным, если не знаешь с чего начать. Я оглянулся назад и нашёл 11 шагов, которые я сделал, прежде чем стать профессиональным фотографом.

Снято на Canon 5D Mk II с объективом 50mm
Снято на Canon 5D Mk II с объективом 50mm

1. Изучил полуавтоматический и ручной режимы

На старте съёмки велик соблазн переключиться в полностью автоматический режим и снимать только в нём. Лучше так не делать и сразу начать осваивать ручной и полуавтоматические режимы съёмки.

Сначала я снимал в приоритете выдержки, а затем освоил приоритет диафрагмы. Так, я смог управлять заморозкой движущихся объектов и глубиной резкости.

Снято также
Снято также

Я довольно долго снимал на полуавтомате и это мне дало хорошее понимание как работает фотоаппарат и как его настраивать в зависимости от условий съёмки.

В тоге я перешёл на полностью ручной режим управления фотоаппаратом и сейчас снимаю преимущественно в нём. Полностью от полуавтоматики я не отказался до сих пор. Например, я часто использую режим «P», когда снимаю репортажи.

2. Понял что такое ISO

Я, как и многие другие новички, неправильно понял что такое ISO. Мне объяснили, что это чувствительность матрицы фотоаппарата.

Я так себе и представил, что чем больше выбирается значение ISO, тем матрица чувствительнее реагирует на свет, который на неё попадает. Со временем я понял, что это совершенно не так.

Чувствительность матрицы фотоаппарата постоянна и неизменна. А вот сигнал, который на ней формируется, может быть усилен встроенной в камеру электроникой. Значение ISO как раз и задаёт такой коэффициент усиления.

Выходит, что шум на фотографиях появляется не из-за тёмной сцены, а из-за усиления шума, который в любом случае присутствует на матрице во время съёмки.

3. Разобрался с режимами замера

Режим замера – это способ экспозамера в камере. Различные режимы экспозамера позволяют фотографам выбрать идеальные настройки для каждого конкретного сценария съёмки.

Путешествие в мир цифровой фотографии может показаться весьма сложным, если не знаешь с чего начать. Я оглянулся назад и нашёл 11 шагов, которые я сделал, прежде чем стать профессиональным фотографом.-3

Матричный (Nikon) или оценочный (Canon) замеры исследуют интенсивность света в различных зонах кадра, а затем усредняют её. Мне больше нравится точечный замер, который изучает только узкую часть кадра и выполняет экспонирование только по ней.

Матричный/оценочный замер хорош в сценах, на которых перепады яркости не очень большие, а точечный замер идеален для высококонтрастных кадров.

4. Внимательно изучил баланс белого и его свойства

Оказывается, что свет имеет разную температуру и это сильно отражается на общей цветовой гамме снимка.

Например съёмка под лампами дневного света даёт голубоватый оттенок на всех поверхностях, которые попадают в кадр. Если этот голубоватый оттенок совместить с жёлтым, то получится зелёный цвет. Согласитесь, что зелёный там, где он не нужен выглядит противоестественно.

К счастью баланс белого может быть скорректирован, в том числе при помощи встроенных средств самой камеры. Правда не всегда камера сама выбирает правильный баланс белого, поэтому его приходится корректировать вручную.

Я быстро понял, что съёмка в формате RAW позволяет как угодно регулировать баланс белого на этапе постобработки, поэтому с этим моментом я особо не заморачиваюсь.

5. Разобрался с ручной фокусировкой

Не так давно многие объективы вообще не имели функции автоматической фокусировки и их нужно было наводить на резкость вручную. Сегодня системы автоматической фокусировки резкие и быстрые и кажется, что необходимость фокусироваться вручную отпала. Но это не так.

На самом деле в условиях низкой освещённости или недостаточной контрастности применение ручной фокусировки даёт лучшие результаты, потому что фокус выбирается точнее.

При съёмке через стекло автофокус чаще наведётся на грязь и разводы нежели на целевой объект, поэтому в такой ситуации следует снимать исключительно в режиме ручной фокусировки.

Путешествие в мир цифровой фотографии может показаться весьма сложным, если не знаешь с чего начать. Я оглянулся назад и нашёл 11 шагов, которые я сделал, прежде чем стать профессиональным фотографом.-4

Пока вы сами не попробуете ручную фокусировку, вы не сможете проникнуться всей глубиной фотопроцесса и вы никогда не исследуете технические возможности вашей камеры и объектива в полной мере.

6. Прочувствовал композицию

Сначала я снимал так, как мне казалось хорошо. Но со временем я стал понимать, что мои фотографии другие люди не видят также, как вижу их я. Мне пришлось задуматься почему так происходит.

Оказалось, что за восприятие снимков отвечает композиция. Она воздействует на мозг зрителя одинаково и если соблюдать композиционные правила, то при прочих равных условиях одни и те же объекты на снимках будут нравится большинству зрителей.

Поняв что такое перспектива, направляющие линии и правило третей я значительно улучшил качество своих снимков.

7. Внёс разнообразие в фотоснимки дав волю абстракциям

Снимать классику мне быстро наскучило и я решил делать абстракции. Процесс стал для меня весьма увлекательным и я получил большое число замечательных снимков.

Путешествие в мир цифровой фотографии может показаться весьма сложным, если не знаешь с чего начать. Я оглянулся назад и нашёл 11 шагов, которые я сделал, прежде чем стать профессиональным фотографом.-5

Я увидел, что многим нравится, когда обычные предметы сфотографированы необычно, а подчас даже неузнаваемо. Этим определённо стоит пользоваться и это направление обязательно нужно тренировать, раз зрители от этого восторгаются.

8. Начал искать специализацию

Мне всегда была интересна свадебная фотосъёмка. С неё я и начал. Нужно признать, что я добился в ней очень многого.

Но в какой-то момент я почувствовал, что мой кругозор сузился до неприличного. Я сел и начал размышлять отчего это могло произойти. Детальный анализ показал, что снимать нужно уметь всё.

Я увлёкся пейзажной фотографией, затем макрофотографией. Через непродолжительное время мне показалось интересным снимать предметку. Такие неспешные виды фотосъёмки открыли мне глаза и я по другому стал снимать свадьбы. Одним словом, нужно работать над своим кругозором и тогда качество фотосессий резко пойдёт вверх.

9. Попробовал фотографировать с разных ракурсов

Первые пару тысяч кадров я сделал с одной точки. Мне казалось, что я и так вижу наилучший ракурс снимаемого объекта и какие-либо эксперименты здесь неуместны.

Путешествие в мир цифровой фотографии может показаться весьма сложным, если не знаешь с чего начать. Я оглянулся назад и нашёл 11 шагов, которые я сделал, прежде чем стать профессиональным фотографом.-6

Я ошибался. Всегда нужно снимать с нескольких ракурсов, а затем смотреть какой кадр получился наилучшим образом. Просмотр следует проводить не сразу, а на следующий день, когда глаза отдохнут и с них спадёт мыло.

10. Разобрался с обработкой изображений

По началу я установил съёмку в jpeg и настроил камеру на автоматическое улучшение снимков. Меня всё устраивало и я не понимал зачем снимать в raw-формате.

Через некоторое время после съёмки в сложных условиях я понял, что не всегда формат jpeg подходит. Нужно снимать в raw, а затем вытаскивать нужную информацию, то есть проявлять фотографию в программе.

Так я начал изучать Photoshop, но мне не понравилась цена на него. Я попробовал GIMP, но меня не устроил функционал, поэтому пришлось всё таки покупать Photoshop.

11. Прикупил аксессуары и автомобиль

Чтобы в фотосъёмке было меньше ограничений, я купил себе недорогой штатив, фильтры и макрокольца. А ещё я взял подержанный автомобиль Лада Калина Кросс, который служит мне верой и правдой по сей день и позволяет мне находится вдали от дома и при этом получать классные снимки.

Подумайте, возможно и вам стоит приобрести такие же аксессуары. Многие фотографы покупают старые объективы от плёночных фотоаппаратов и используют их через переходники.

Пример макросъёмки с использованием макрокольца
Пример макросъёмки с использованием макрокольца

Заключение

Это был мой личный путь из 11 шагов. Я думаю, что многие профессиональные фотографы прошли примерно такой же путь. Дальше я стал работать фрилансером, а затем попал в коллектив Фотостудии «Яна». Здесь мне уютно и заказы приходят стабильно. А каков был ваш путь фотографа? Напишите в комментариях.