Найти тему

Физкульт-привет для шестилетки

Оглавление

Поиск совместных мероприятий по улучшению физического развития ребенка и его психического благополучия в общей стратегии сохранения здоровья детей дошкольного возраста является актуальным вопросом современных исследований. Несомненную актуальность проблеме двигательной активности добавляет современная социальная ситуация развития ребенка, когда опасной является тенденция взрослых по чрезмерной нагрузке дошкольников учебно-воспитательным процессом, ограничение условий для развития их игровой деятельности. Такая ситуация требует решения вопросов сбалансированности двигательного режима и повышения психического благополучия детей дошкольного возраста. Прежде всего – это нужно организовать в семье.

Теория

Феномен двигательной активности понимается по-разному: активность, тренировочный эффект, повышает физическую работоспособность, оказывает максимальное действие на определенный орган, систему или функцию (Г. Амосов); основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, которая подчинена основному закону здоровья, а именно: «приобретаем – тратя» (И. Аршавский); естественная биологическая потребность детей, степень удовлетворения которой определяет дальнейшее структурное и функциональное развитие их организма; главное проявление жизни, естественное влечение к физического и психического самосовершенствования.

Попрыгаем-поскачем - не устаревающие классики.
Попрыгаем-поскачем - не устаревающие классики.

В контексте изучения личности старшего дошкольника двигательную активность нужно оценивать как меру подвижности, что проявляется в активности ребенка в различных специфически детских видах деятельности (игра, общение, познавательная изобразительная и другая деятельность), которая обеспечивает развитие эмоциональных, социальных, когнитивных достижений и целостность психического развития дошкольника. Тесная взаимосвязь двигательной активности и психического развития, психического благополучия дошкольника доказана учеными, которые неоднократно подчеркивают в своих наработках на том, что дети, систематически занимающиеся двигательной деятельностью, проявляют двигательную активность, отличаются бодростью, жизнерадостностью, оптимизмом и высокой работоспособностью как к физическим, так и к умственным нагрузкам.

Урок физкультуры в ДОУ
Урок физкультуры в ДОУ

К проявлениям благополучия дошкольника относим хорошее здоровье, удовлетворение естественных потребностей ребенка, его признание как будущей личности (признание интересов, содействие развитию способностей и задатков дошкольника), стабильный положительный эмоциональный фон, полную семью, чувство любви со стороны наиболее значимых взрослых (родителей, родственников), умение устанавливать межличностные взаимоотношения со сверстниками, наличие необходимого материального обеспечения (игрушки, качественная одежда, еда, комфортные и безопасные условия проживания и др.).

Как организовать? Что придумать?

В семье необходима реализация индивидуальных стратегий поддержки двигательной активности как фактора психического благополучия детей старшего дошкольного возраста. При этом не только дети нуждаются в его улучшении, но и для взрослых возникла необходимость популяризации знаний по поднятой проблемы в форме рекомендаций по работе с дошкольниками, имеющими низкий, средний и высокий уровень двигательной активности и психического благополучия. Для достижения цели необходимо применение разновидных игр (дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных). Опираясь на теоретические источники информации и исходя из результатов собственных исследований, считаем, что когнитивная сфера дошкольников лучше всего формируется в ведущей деятельности возраста – игровой, которая, в свою очередь, также актуализирует усвоения социального опыта, оптимизирует развитие эмоциональной сферы. Обосновывая выбор данных видов игр, необходимо отметить, что дидактические игры являются материалом, который в первую очередь развивает наблюдательность, воображение, память, мышление, речь, сенсорные ориентации детей в размерах, формах, цветах, то есть в первую очередь способствует формированию когнитивного компонента психического благополучия.

Сюжетно-ролевые игры влияют на умение детей выстраивать позитивные межличностные отношения со сверстниками, дают возможность приобрести социальный опыт, формируют коммуникативные умения, то есть способствуют развитию социального компонента психического благополучия.

Классификация подвижных игр
Классификация подвижных игр

Подвижные игры обеспечивают целенаправленное воздействие на двигательную активность, способствуют формированию когнитивного (развитие познавательных процессов), социальной (вырабатывают умение детей действовать согласно правилам, командно), эмоционального (обеспечивают положительные эмоции, вырабатывают умение сопереживать другим) компонентов психического благополучия.

Перед подбором любой игры учитывалось ее место проведения в режиме дня и последовательность в деятельности ребенка. Целесообразнее всего повышать двигательную активность дошкольников посредством планирования их игровой деятельности с учетом календарного месяца, недели, цикла. Например, в сентябре в течение четырех недель может быть запланировано четыре цикла: «Воспоминания о лете», «Ходит осень по дорогам», «Щедрая осень», «Осенняя работа, осенние заботы», куда можно активно привлечь детей. В первом цикле рекомендованы такие дидактические игры, как «Времена года», «Найди общее и отличное». Во втором – «Зрелое – незрелое» (например, на даче), «Хорошо – плохо» (во время прогулки) и др. В третьем цикле – «Овощи и фрукты» (опять на даче), «Где что растет?». Подобная аналогия подбора игр может быть применена родителями или воспитателями в течение других месяцев года.