Найти тему

Поединок или жизнь с гением.

"Я испытывала потребность зайти слишком далеко просто с целью доказать себе, что способна на это. И познакомившись с Пабло, поняла, что передо мной нечто очень значительное, с чем можно потягаться. Пусть наши силы настолько неравны, что я рискую потерпеть сокрушительное поражение, этот вызов отвергать нельзя".

Их история и впрямь походила на поединок. Он пытался ее удивить - она только улыбалась в ответ. Он уговаривал переехать к нему жить - она долго не соглашалась. Закаленная в боях с родителями, Франсуаза ценила свою независимость, умела сдерживать свои чувства. На жеманство и кокетство она была неспособна.

Пикассо, которому было больше шестидесяти, знал толк не только в девичьей красоте, но и в том, как эту красоту приручать. "Если хочешь сохранить глянец на крыльях бабочки, не касайся их. Нельзя злоупотреблять тем, что должно принести свет в мою и твою жизнь. Наши отношения представляются мне открывшимся окном. Я хочу, чтобы оно оставалось открытым". Услышав это, Франсуаза впервые почувствовала нечто большее, чем просто интерес к великому художнику.

-2

В 1946 году Пикассо создал серию ее портретов. В каждом человеке он находил сходство с каким-то животным, но ее, Франсуазу, видел как некое растение, так и рисовал ее: лицо в ореоле волнистых волос, похожих на крупные лепестки. Захотел нарисовать в полный рост – и нарисовал: голова, и грудь на тонком стебле – "Женщина-цветок".

Вторая мировая война закончилась. Но поединок Франсуазы и Пабло продолжался. Они уехали на юг Франции в Манерб, поселились в доме Доры Маар, бывшей подруги Пикассо. Дом был наполнен скорпионами в прямом и переносном смысле. Пикассо бывал то нежен, то груб, то гордился ею перед своими друзьями, то срывал на ней зло и упрекал, что она просто не умеет любить. Ставил в пример своих бывших подруг, которые любили его безропотно. Что может быть ужаснее? Он хотел, чтобы она была покорной, полностью в нем растворилась и жила только его интересами. Но Франсуаза – цветок, а не поваренная соль. Цветок можно сломать, вырвать с корнем, но в плохих условиях он расти не будет. Франсуаза пыталась сбежать, но Пикассо ее догнал и вернул. Они помирились. Он сказал, что ей нужен ребенок, чтобы она наконец почувствовала, что значит быть женщиной.

-3
-4

Франсуаза родила в 1947 году Клода, а в 1949-м – Палому. Что это изменило? Ничего. Только прибавилось забот, но противоречий не сгладило. Франсуаза понимала, что ее собственное творчество перестало развиваться. Это началось еще до рождения детей. Она слишком много сил тратила ведение всех дел Пикассо, в то время как он ни в чем себе не отказывал. В свои семьдесят с лишним, не забывая своих старых подруг, он то и дело находил себе новых. Франсуаза была совершенно измучена. Бывало, она просто целыми днями сидела и плакала. Пикассо рисовал ее и говорил: "Сегодня у тебя чудесное лицо, очень серьезное".

В 1953 году она уехала с детьми в Париж. "Ее отъезд был как побег". Пикассо погрузился в жестокую депрессию. Он вдруг почувствовал свой возраст и свое истинное одиночество. Пришедшая на смену Франсуазе Жаклин Рок стала для него только заботливой помощницей, ревниво защищающей от всех, и особенно от родных детей, к которым Пикассо был так привязан.

Продолжение следует.