Найти тему
Профессор риторики

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

В Третьяковской галерее. Фото автора
В Третьяковской галерее. Фото автора

Предлагаю каждому универсальную систему обдумывания и планирования своей деятельности, точнее – мыследеятельности, то есть того, что и делает жизнь осмысленной и результативной. Откуда эта система взялась? Источника три: во-первых, собственный опыт (что удалось сделать, можно посмотреть в «Википедии» (Анна Михальская, https://ru.wikipedia.org/wiki/Михальская,_Анна_Константиновна-отнюдь не хвастаюсь, можно бы и больше, и лучше, если бы систему мыследеятельности осознала и применила раньше); во-вторых, философия моего учителя – великого русского философа, филолога и писателя ХХ в. А.Ф.Лосева и его древнегреческих учителей – Сократа, Платона, Аристотеля; в-третьих, методология дискурс-анализа(анализа коммуникативного поведения человека, в частности, речевого поведения) в моей собственной интерпретации (см. мои учебники по риторике для вуза и школы – есть в списке публикаций в Википедии, ссылку см. выше).

Роден. Мыслитель. НУЖНО ДУМАТЬ!
Роден. Мыслитель. НУЖНО ДУМАТЬ!

Схема очень простая. Несколько вводных слов к ней – назовем их максимами (главными принципами). Максима 1. Прежде чем делать, нужно думать.Понять, какое место займет действие (каждый поступок, от поедания мороженого до решения написать роман или жениться!) в общей системе моей жизни: зачем он нужен, нужен ли вообще и к чему приведет. Максима 2 (более общая, чем М-1). Прежде чем начать жить, нужно продумать свою жизнь. Обдумать всю систему своей жизни, ее структуру, хотя бы по той схеме, которую я даю ниже. Ну, или по той, которую придумаете сами. Максима 3 (самая общая). Жизнь есть проблема. Проблемы требуют решения. Будем решать проблему своей жизни и делать это постоянно, при каждом повороте жизни, особенно крутом. Но даже и незаметные, плавные повороты требуют осмысления. Будем делать это смело, без жалости к себе, но с вниманием к реальности. Максима 4 (еще более общая). Жизнь – это время, мое единственное подлинное достояние. Можно научиться жить так, чтобы не тратить, а приумножать это богатство, хотя такой парадокс и кажется невыполнимым. На первый взгляд.

Итак, вот схема осмысления, понимания и организации жизни и любой деятельности. Это схема анализа, оценки и контроля: ее же можно с успехом использовать и для планирования, и для мониторинга исполнения плана.

Схема четырехуровневая. Начнем с высшего, «верхнего» уровня по степени общности проблематики жизни – и спустимся по ступенькам уровней до самого конкретного, зримого, очевидного.

Витязь на распутье - но не все так ужасно! Главное - выбрать цель! Уровень первый: стратегия
Витязь на распутье - но не все так ужасно! Главное - выбрать цель! Уровень первый: стратегия

Верхний уровень – уровень СТРАТЕГИИ. Стратегия – это осознание и постановка главной цели. Чтобы поставить цель, собственную цель, найти свой голос в хоре голосов жизни, заговорить своим голосом, нужно как следует, по возможности трезво, поискать и обнаружить свою глубинную жизненную потребность(см. хотя бы пирамиду потребностей Маслоу в Интернете). Цель по идее должна ей соответствовать, если вы не хотите в корне себя изменить (а выйдет ли? Стоит ли? Возможно ли? Так или иначе, «изменить себя» - это особая цель, определяющая стратегию на большой и значимый жизненный этап). Цель может и должна ставиться «навсегда» (с оговоркой об изменении себя как цели – см. выше). Итак, что вы хотите от своей жизни? От себя в ней? На что потратите свой единственный ресурс – время? Сформулируйте. Сядьте, возьмите лист А4 и напишите. Как сформулировалось? Хочу.. сделать что-то? Хочу… стать кем-то? Получить что-то? Интересно, какая вышла формулировка. Проанализируйте ее отстраненно. Одно дело – «хочу создать семью», совсем другое – «хочу жениться» (= «получить жену»)… Если вам хочется денег – ладно, не страшно, но тогда зачем пудрить себе мозги тем, что вы хотите стать бизнесменом – это разные цели… Итак, формулируйте, анализируя и «очищая» для своего понимания полученные фразы. Найдите свою главную глубинную потребность и – соответственно - цель.

Уровень 2: тактика. Совсем не главное!
Уровень 2: тактика. Совсем не главное!

Следующий, второй уровень – уровень тактик. Тактика – это способ реализации той или иной стратегии. Тактик может быть несколько, даже много, и снова предстоит выбор. (Кстати, поведение – это и есть выбор). Нужно выбрать ту тактику (или то сочетание тактик), которые адекватны и возможны в данной ситуации. Например, цель (и потребность) – исследование и понимание природы человека. Как этого можно достичь? Стать психологом (ученым); стать антропологом (тоже ученым); стать психиатром (врачом); стать писателем; стать артистом; читать книги – художественные, специальные (психологические), историческую литературу… Тактик много. Времени мало. Нужен четкий выбор сочетания тактик!

Уровень третий. Приемы. Боковые удары: ХУК и СВИНГ
Уровень третий. Приемы. Боковые удары: ХУК и СВИНГ

Третий, предпоследний уровень – уровень приемов. Прием – оформленный в культуре и опыте поколений (а иногда новаторский, авторский) поведенческий способ выполнения той или иной тактики. Доступный в данных обстоятельствах, наиболее простой и эффективный. Введем на этом этапе еще один принципиальный момент: правило экономии средств. Оно гласит: если есть простой способ, нельзя выбирать сложный. Конечно, это относится и к уровню тактик (см. выше), но уж на уровне приемов становится донельзя актуальным. Что доступно вам в вашей ситуации, если вы уже потратили время (и, соответственно, деньги), взяли франшиз на организацию детского садика, открыли уже несколько и тут поняли, что дети вас жутко раздражают, ответственность слишком тяжелая и пр.? И вообще вы хотите быть ближе к природе? Тактику для этой стратегии (осуществляющей потребность близости к природе) вы выбрали – стать фермером. Получаете грант как успешный молодой менеджер (это как раз приемт актики «стать фермером»).

(Я бы, конечно, не посоветовала выбор тактики фермерства горожанину без специального образования - ни в коем случае: будут потрачены время и деньги, потери будут тяжелые для личности)

Четвертый уровень. Средства
Четвертый уровень. Средства

Наконец, последний, четвертый уровень: уровень средств. Ну, это понятней всего. Средства есть средства. То, что нужно для реализации приема (приемов): думаем и подбираем наличные средства для каждого приема. Продолжим пример. Какие средства понадобились нашему капризному горожанину, не выпускнику Тимирязевки, чтобы получить грант правительства на фермерство? Возраст – подходящий (для «молодого фермера» по условиям гранта); опыт менеджерства – есть по удачной организации детсадов; умение говорить публично – заменяет отсутствующий опыт жизни на селе и специальные знания… Средства оценили верно, грант выиграли. Начинаем деятельность…

В заключение скажем: вес ошибки, конечно, самый большой на верхних уровнях нашей системы мыследеятельности и убывает «книзу».

Анна Константиновна Михальская. Жду на консультации, занятия, видеокурсы
Анна Константиновна Михальская. Жду на консультации, занятия, видеокурсы

ОБО МНЕ и библиография моих книг (учебники и романы, научные статьи): Википедия, статья «Анна Михальская» и на сайте https://lifecon.ru/mikhalskaya/ ФБ https://www.facebook.com/zvanka , Фейсбук: страница SPEECH &TEXT WORKSHOP \ Воркшоп словесных коммуникаций проф. Анны Михальской https://www.facebook.com/profmikhalskaya

ЗАПИСЬ на занятия и все вопросы -по почте zvanka@yandex.ru и в FB https://www.facebook.com/zvanka (Мессенджер)

ЗАНЯТИЯ ОНЛАЙН, запись с 01.10.2020 на индивидуальные и групповые занятия (набор групп и студентов) !Занятия пока все онлайн! ДО ВАКЦИНАЦИИ!

ПО КУРСАМ:

*Литературное редактирование и правка (подготовка профессиональных редакторов и корректоров, техника пресс-релиза)

*Литературное мастерство и техника художественной речи - мастерская для пишущих творческие тексты (от соцсетей, журналистики, публицистики до художественной прозы) -курс по одноименному авторскому учебнику (А.К.Михальская. Литературное мастерство и техника художественной речи М.: ИНФРА-М, 20920)

*ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ "Читать, писать, говорить : групповые и индивидуальные занятия со школьниками 6-10 классов - развитие мастерства творческого чтения, создания устных и письменных текстов, эффективной и правильной устной речи и мастерства публичного выступления по авторской методике (автор - доктор педагогическихнаук, автор двух известных школьных учебников в Федеральном комплекте)

ЗАНЯТИЯ ПО УНИВЕРСИТЕТСКИМ КУРСАМ:

*Рекламный пост в Интернете (Net Advert):Управление массовым адресатом в интернет-среде и всюду. Лаконично, эффективно, научно: психолингвистика, риторика, этология. Авторские методы и традиции PR

*Элитарная русская речь (Шаги к идеальной речи. База построения речевого имиджа). Курс учит также самонаблюдению и самоконтролю: принципам и навыкам работы над собой.

*Речевой имидж (Создание и практика имиджа:12 уроков построения неповторимого, узнаваемого, незабываемого). Уникальная технология на основе этологии (общей теории поведения) и научных данных о речевом поведении человека.

*Презентация и доклад (Подготовка и выступление). Как доложиться прекрасно - эффектно, информативно, эффективно?

*Публичное выступление (Выступать – легко! Курс для тех, кто хочет говорить публично). Разработка темы и структуры любого выступления. Контакт с аудиторией и ответы на вопросы.

АВТОРСКИЕ АПРОБИРОВАННЫЕ ВИДЕОКУРСЫ для самостоятельного изучения и с поддержкой профессора:

ДЕСЯТЬ ВИДЕОКУРСОВ – НА САЙТЕ https://lifecon.ru в разделе «Риторика»-на https://lifecon.ru/course-category/speech/

· Публичное выступление;

· Русская элитарная речь;

· Рекламный пост в сети;

· Речевой имидж;

· Презентация к докладу;

· Как создать ТИЗЕР -и другие...

Мой Youtube канал:

https://www.youtube.com/channel/UCYWw-7pS5b7aYlmVq5hkSQw - можно послушать и посмотреть ролики

МОЙ МЕТОД. Уникальный авторский метод дискурсивной когерентности (discourse coherence, гармонизация дискурса) – синтез классической античной риторики (Платон, Аристотель, Цицерон); оперантного обучения (Скиннер, Прайор); дискурс-анализа (Ван Дейк; Таннен); гипноза (М. Эриксон) и НЛП (Гриндер, Бэндлер).