Найти тему

Ловушки в общении с человеком с деменцией

Общение с человеком, постепенно теряющим память и речь, может быть очень трудным. Невозможность обратить деменцию оказывает давление и на здоровых членов семьи, и на самого больного.

Существуют стратегии, которые могут использовать члены семьи, осуществляющие уход, для более успешного общения с близкими, страдающими деменцией. Это поможет сделать отношения более полноценными и приятными для каждой из сторон.

Как попасть в ловушку?

Задавать вопросы, затрагивающие кратковременную память, если у человека проблемы с ней.

Многие люди с деменцией испытывают проблемы с кратковременной памятью уже на ранней стадии болезни. Если вы задаете такие вопросы, на которые человек не может ответить, то вызываете у него страх и ощущение неудачи, беспомощности. Пример такого вопроса: “Что ты ел на завтрак?” — человек не сможет ответить вам, ведь он не помнит, когда ел в последний раз. Он может искренне ответить: "Мне нечего было есть на этой неделе".

Исправлять ошибки в речи.

Наша речь — результат сложных процессов в мозгу, затрагивающих самые разные его отделы. У многих пациентов те или иные проблемы с речью проявляются достаточно рано.

Одна из частых трудностей — нахождение правильных слов. Например, мама может рассказывать вам о письме от подруги и его содержании, но забыть слово “конверт”, описывая, как открывала его. Еще один пример: “Я занимаюсь домашними делами”, но при этом конкретные названия своих занятий человек не вспомнит. Руководствуйтесь принципами доброты и уважения. Понимая, что у близкого человека есть проблема со здоровьем, не поправляйте его, указывая на ошибки или неправильное название предметов. Если вам показали на сахарницу, но попросили подать соль для чая — просто передайте сахар.

Другое развитие речевых проблем — навязчивые повторяющиеся вопросы. Обычно они вызваны беспокойством. Человек может повторять один и тот же вопрос, не помня, что уже задал его. Совершенно нормально дать тот же ответ еще раз (или пять), если это поможет успокоить вашего близкого.

Игнорировать агрессивное поведение.

Агрессия для пациентов с деменцией может быть единственной или самой удобной формой сказать, что они не хотят что-то делать. Например, мыться или ужинать. Помощь сиделки или близких также может вызвать агрессию. Удары, крики, пинки — это способ больного сказать “Стоп!”. Проявите уважение к нему, как к человеку, и остановите действие, которое вызвало негативную реакцию. Попробуйте вернуться к нему через 5, 10 или 30 минут.

Пытаться вернуть человека в настоящую реальность.

Нередко близкие болезненно воспринимают, когда их родственники уходят в свою реальность, например, детские годы. Пациент с деменцией уходит в свой мир, а вы, как человек здоровый, можете научиться приходить в гости. Не стоит указывать на текущий год, несоответствия во времени года за окном и в мире пациента. Вы вызовете только ощущение дезориентации и собственной беспомощности.

Говорить “нет”, “не надо”, “ты больше не можешь”

Когда вы прямо указываете человеку на то, что он уже не может выполнять какие-либо действия или запрещая какие-то действия вы провоцируете конфликт и упрямое желание вам возразить. Вместо этого попробуйте сформулировать свою мысль иначе. Например, вы понимаете, что вашему дедушке с болезнью Альцгеймера уже не стоит водить машину. Если вы просто укажете на это, можете получить агрессию или упрямство, а также обидеть родственника, указав на его слабость. Расскажите о ситуации на дороге, когда вам было сложно быстро среагировать и принять решение, построив диалог так, чтобы дедушка сам признал, что и у него бывают такие трудности и сам решил отдать вам ключи и права. После этого стоит убрать их из его зоны доступа.

Общаться как с неполноценным человеком.

Следите за собой и теми, кто помогает вам в уходе за пациентом с деменцией. Насколько серьезными бы не были у него проблемы с речью, никогда не стоит переходить на такую манеру общения, будто вы говорите с ребенком или неврологически нездоровым человеком. Это основной принцип уважения пожилого человека, даже если он не всегда может его оценить.

Спрашивать “Ты помнишь?”

Такая постановка вопроса вызывает страх и ощущение неудачи у больного. Вместо того, чтобы спросить “Ты помнишь рецепт яблочного пирога?”, начните диалог иначе. “Ты рассказывала, что любишь готовить яблочный пирог с корицей и ранетками. И что рецепту тебя научила мама. Расскажи мне об этом”. Чем больше деталей вы добавите со своей стороны, тем вероятнее, что человек даст вам корректный ответ.

Уходить, не объяснив причину.

Стоя на пороге, вы одеваетесь и уходите со словами “До свидания!”. Дверь за вами закрывается. А больной деменцией родственник может быть не способен оценить, насколько вы уходите и почему. Это вызывает беспокойство. Вместо этого, уходя объясняйте причину. Например, “Я пошел за продуктами, скоро вернусь!”.

Расстраивать больного воспоминаниями о плохих событиях.

В абсолютном большинстве случаев деменция развивается у пожилых людей. А значит, что нередко их супруги и/или друзья уже скончались, а дети выросли. Не пытайтесь вернуть человека в настоящую реальность, чем вызовете страх и агрессию. Вместо этого подыграйте, вы можете сказать, что муж вашей бабушки сейчас не здесь, а дети уже легли спать. Попросите ее что-нибудь рассказать о тех родственниках, о которых она спрашивает. Это дает спокойствие и ощущение защищенности.

Общайтесь правильно, это сбережёт ваши силы и энергию! Заботьтесь о себе.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ

Смотреть прямые эфиры с врачами и подписаться на наш Инстаграм - ссылка здесь.