Советский изобретатель Борис Иванович Черановский был настоящим генератором идей. Он - автор множества оригинальных проектов, но больше всего известен как разработчик "летающих крыльев" - параболических летательных аппаратов. Всего он спроектировал из несколько десятков, около 30 его планеров и самолетов летало. На создание летательных аппаратов в виде параболических конструкций будущего конструктора натолкнуло семя лианы «цанония», произрастающей в Индонезии, которое легко переносится по воздуху и отлично планирует. Именно «цанония» назывался проект "летающего крыла" в его юношеском дневнике. «Авиация уходит от птицы и приближается к рыбе», - считал он. Первой построенной конструкцией Б.И. Черановского стал планер-орнитоптер, приводимый в движение мускульной силой пилота.
Другим проектом, оставшимся нереализованным стал биплан-двухвостка. В 1923 при поддержке московского кружка планеристов «Парящий полет», Чераноский создает небольшой планер БИЧ-1, представляющий первое «летающее крыло». Он принял участие в первых советских планерных состязаниях в Котебеле. Но при слабом ветре аппарат не взлетал, его пришлось дорабатывать. БИЧ-2 на вторых состязаниях в Коктебеле осенью 1924 г. поазал неплахие результаты. Черановский взялся за создание БИЧ-3 - уже не планера, а смолета. Всего БИЧ-3 поднимался в воздух 18 раз. Это доказывало, что принцип "летающего крыла" имеет право на существование. Позднее на основе этого самолета был создан усовершенствованный двухместный аппарат БИЧ-7.
Развивая свои идеи, Черановский в 1926 гю предложил 2 проекта - бомбардировщика и пассажирского самолета БИЧ-5. На практике ни один из вариантов БИЧ-5 не был реализован, основные идеи, заложенные в проекте, осуществили на самолете БИЧ-7 в 1928-1929 гг. Двухместный БИЧ-7 во многом повторял БИЧ-3, но с увеличением размеров. Испытания выявили низкую эффективность рулей, поэтому самолет переделали в следующий тип - БИЧ-7А. После его испытаний Черановский был награжден Орденом Красной Звезды.
Начиная с 1931 г., Черановский приступил к проектированию двухмоторной "параболы" БИЧ-10. До 1933 г. были проведены аэродинамические продувки модели самолета. Затем основные наработки использовались при создании БИЧ-14, который построили в 1934 г. Он также представлял из себя параболическое "крыло", достаточное большое - 6 м. длиной и 60 кв. м. площадью. Первое испытание закончилось аварией, но НИИ ВВС, заинтересованный в продолжении экспериментов с бесхвостыми самолетами, отремонтировал БИЧ-14 на своем опытном заводе. Но государственных испытаний БИЧ-14 в итоге не прошел.
В 1935 г. Черановский был переведен на завод №38, на котором было создано Управление специальных работ (УСР). Он спроектировал и строил самолет-истребитель БИЧ-17 по схеме "параболы" с двигателем М-22. Вооружение БИЧ-17 должно было состоять из двух пушек АПК-4, установленных в крыле. Но в следующем, 1936 г., УСР было ликвидировано и достроить БИЧ-17 не удалось.
В последующие годы Черановский работал со спортивными самолетами: БИЧ-18, БИЧ-19, БиЧ-20 и БиЧ-21. Последний так и не доделали - началась война. Черановского сначала эвакуировали в Казань, а затем перевели в Волжск Марийской ССР - на планерный завод, где он работал над планером "летающее крыло". В 1944 г. подал на утверждение проект "самолета-крыла" с реактивным двигателем. После войны Черановский создал ряд планеров - БИЧ-22 и БИЧ-23, БИЧ-24, БИЧ-25 и БИЧ-26. Умер он в 1960.
Если Вам нравятся мои рассказы про историю военной техники, не забудьте поставить лайк и подписаться.
Мои предыдущие публикации:
Итальянский гибрид катера и танка
Советские истребители в США Ч.2 Учебные бои
Советские истребители в США Ч.1 Как они там появлялись
Ka-Tsu: боевая машина, ни разу не вступившая в бой
Морские партизаны Второй мировой
Подземные лодки: попытки создания в СССР и Германии
Радиоуправляемые танки: первые эксперименты в СССР и Германии
Гигантские бомбардировщики графа фон Цепеллина
Как немецкие пилоты в русских валенках бомбили Лондон