Найти в Дзене

Ребёнок не хочет или не может учиться: полезные советы для взрослых

День Знаний позади, дети, которые переступили порог школы, столкнулись с несовпадением ожиданий и реальности, связанных с переходом на новую ведущую деятельность. Взрослые рассказывали детям до школы, что учиться это интересно и увлекательно, а на деле оказалось, что это может быть скучно и трудно. В этой статье мы дадим несколько советов взрослым, чьи дети ни в какую не желают учиться.

Прежде чем ругать и наказывать ничего не желающих отпрысков, поймите, почему он не хочет учиться. Ведь, в большей массе дети испытывают отвращение к школе и учёбе не из-за лени и расхлябанности, а по другим, более серьёзным для них причинам. Правильное понимание причин поможет разобраться с проблемами, во избежание следствий и последствий.

Причины нежелания или неспособности детей учиться

1. Усталость после школы или выполнения домашнего задания

2. Не сложившийся контакт с учителем и одноклассниками или полное его отсутствие, боязнь учителя и одноклассников

3. Длительное плохое настроение

4. Отсутствие уверенности детей в себе или она недостаточная

5. Семья и руководство школы, эмоциональная обстановка дома и в школе

6. Переходный возраст у подростков

7. Неспособность ответить на вопросы: «что происходит», «чего не хватает», неспособность высказаться о своих чувствах

8. Общение сводится к критике детей, разговорах об оценках и домашних заданиях

9. Негатив со стороны взрослых во время выполнения детьми домашних заданий, «тыканье» на ошибки, отсутствие или недостаточная похвала по отношению к детям

10. Давление со всех сторон, ввиду отсутствия места и вещей, где дети могут что-то сделать самостоятельно или просто элементарно уединиться

11. Несоответствие учебного материала интеллекту детей. Например, для отстающих детей программа слишком сложная, а для опережающих детей в развитии программа, наоборот, слишком простая

12. Авторитаризм и бесконтрольность. Отсутствие самоконтроля и чрезмерное распределение обязанностей влияет на желание и способность детей учиться

13. Плохие отношения к семье и перемены в быту. Разногласия между мамой и папой, переезд в другой район, потеря кого-то из родных и близких, смена школы, рождение второго или третьего ребёнка тоже могут сказываться на способности учиться у детей

14. Внешнее влияние. Неблагополучные друзья, которые предпочитают учёбе, например, ночные клубы или курят где-нибудь в подворотне, тоже могут влиять на детей, особенно учащихся начальной школы. В результате такие дети, которые, может быть, ранее с учёбой легко справлялись, могут вообще перестать учиться.

15. Зависимости. Большое количество соблазнов и высокие технологии тоже часто мешают желанию и способности учиться у детей.

16. Не всегда справедливо низкие оценки в школе

17. Принуждение к учёбе исключительно на «хорошо» и «отлично» со стороны взрослых

18. «Непригодность» некоторых школьных предметов в жизни

19. «Навешивание ярлыков» на детей взрослыми

Советы по формированию и развитию внутренней учебной мотивации у младших школьников

1. Старайтесь во всём использовать игровую форму

2. Больше говорите с детьми об их душевном состоянии, устраивайте ежевечерний ритуал, в котором каждый рассказывает о трёх событиях за день

3. Установите режим дня для младшеклассников. Расписание домашних заданий должно висеть в досягаемой для детей зоне

4. Главная задача взрослых – это научить детей учиться и сделать так, чтобы они полюбили учёбу, школу, одноклассников и учителя

5. Заинтересовывайте детей учёбой, беседуйте с ними о их дальнейшей жизни, когда они выучатся

6. Открывайте потенциал детей и поддерживайте их любые безобидные увлечения

Правильная мотивация детей к учёбе

· Замените глагол «заставить» глаголом «заинтересовать»;

· Необходимость является главным учителем жизни, когда детям что-то интересно и нужно, они легко справляются, даже без участия и давления взрослых;

· Не ругайте и не наказывайте детей за ошибки, а дайте возможность самостоятельно их пройти и исправить;

· Устраивайте периодические соревнования, чтобы понимать, кто со своей задачей лучше всех справился. Состязания являются одним из лучших мотивационных способов

· Дайте возможность получать дополнительное образование по интересам. Таким способом у детей будет два образования: одно школьное, необходимое и формальное, а другое неформальное, интересное, вдохновляющее детей на новые свершения

· Дети должны испытывать не отвращение, а удовольствие от учёбы и школы

· Как минимум за два-три года до школы, формируйте и развивайте у детей усидчивость, произвольность, организованность и самоконтроль. Тогда дети, переступив порог общеобразовательного учреждения, сведут к минимуму получение плохих оценок, замечаний в дневнике и словесных порицаний и выговоров со стороны учителя и школьного руководства. Проводите с детьми подобные занятия только тогда, когда и у них, и у взрослых хорошее настроение.

· Используйте игровую форму во время занятий с детьми

· Хвалите детей только за то, что они сами, без скандала, сели за уроки, и сделали их качественно и быстро, не корпя над учебниками и тетрадями часами

· Проявляйте терпение, занимаясь с детьми. Ни в коем случае не ругайте и не наказывайте детей, если плохие оценки и учебные проблемы не связаны с их ленью и расхлябанностью

Случай из практики

Пятиклассник подросткового возраста получил плохую оценку за сочинение, потому что принёс его не написанным от руки в тетради, а напечатанным на компьютере на дискете. Он в корректной форме пытался объяснить учителю, что комбинация компьютера и клавиатуры даёт более точные и красивые результаты, чем комбинация ручки, тетради и руки. Но учитель воспринял это таким образом, что этот пятиклассник «не такой, как все», несмотря на то, что он сам, без взрослых, писал и несколько раз перечитывал своё сочинение перед сдачей. В результате школьник утратил веру в себя при посещении школы и решил перевестись на семейное обучение

Четыре «роли» в жизни детей

1. Дети такие же, как все

2. Дети не такой, как все

3. Дети, как кто-то другой

4. Дети такие, какие они сами

Все эти «роли» важны для детей. Давайте образцы, которые уже умеют делать что-то полезное и стремитесь к тому, чтобы дети не просто их «копировали», а становились лучше примера для подражания.

Ошибки взрослых в формировании учебной мотивации детей

· Обещание материального вознаграждения за хорошие оценки. Детям, особенно младшеклассникам, очень часто говорят, например, что если те окончат полугодие без троек, то получат мобильный телефон. Такие методы мотивации не являются полезными: «аппетиты» младшеклассников постоянно растут, а также могут с их стороны вести к обману: стирание плохих оценок и демонстрация только хороших баллов, «выпрашивание», «выклянчивание» и «выторговывание» хорошей оценки у учителя во время ответа у доски, слёзные уговоры не писать замечание в дневнике или выдёргивание страницы из дневника с замечанием и т.п.

· Запрет на подсказку. Командная работа тоже является одним из лучших методов мотивации. Но, к сожалению, в большей части школ за подсказку либо снижают оценки, либо пишут замечание в дневнике, либо звонят домой родителям и жалуются на детей, либо удаляют из класса и пр.

· Наказания за плохие оценки. Ошибка всех ошибок со стороны взрослых, это делать трагедию и «конец света» из-за плохих оценок детей в школе, даже не разобравшись в причине их «приобретения» детьми. Увидев двойку или замечание в дневнике, взрослые часто садятся с детьми за уроки после школы чуть ли не с порога, не дав отпрыскам даже элементарно «отдышаться», либо наказывают их, в лучшем случае, лишением сладостей к чаю или отлучением от компьютера и телевизора на вечер, а, в худшем, физически или лишением даже самого необходимого для детей – игр, еды, сна, прогулки, купания в бассейне или принятия ванны и душа, и т.п.

· Лишение возможности учиться по интересам. Некоторые взрослые принципиально не разрешают детям посещать кружки, курсы, факультативы и секции по интересам, считая, что с кружками они «забьют» на школу и будут по жизни «выезжать» только на своих талантах, не прикладывая никаких усилий. Но, как показывает практика, получения второго образования по интересам часто наоборот, вдохновляет детей на новые свершения в получении формального школьного образования.

Случаи из практики

1. Оксана девочка очень творческая и разносторонне развитая. Ещё в дошкольном детстве она проявляла интерес к музыке, сольфеджио и нотной грамоте. Музыкальную школу Оксана тоже посещала с удовольствием, и даже делала довольно значимые успехи. Но на третьем году обучения музыка перестала интересовать девочку. Каждая нота ей стала даваться с трудом, а усаживание за пианино до последнего момента стало оттягиваться. Когда Оксану всё же удавалось усадить за инструмент, та всячески демонстрировала, что не желает даже видеть нотную тетрадь, несмотря на поддержку и помощь её мамы. Музыкальные занятия каждый раз заканчивались скандалом. Мама очень любила Оксану, но как мотивировать её учиться музыке, уже больше не представляла. Возможная причина является в усталости по причине большого количества кружков. Однако музыка требует сильной мотивации

2. Старший сын одной семьи начал испытывать отвращение к школе и учёбе уже с первого класса. Начальную школу мальчик окончил с трудом, выполнение домашнего задания превратилось для него в пытку. При попытке нанять младшекласснику репетитора тот забастовал и сказал, что не желает мучиться с ещё одним учителем. Зато этот мальчик с удовольствием помогает родителям по дому. Возможная причина заключается в появление утомляемости, которая свойственна большинству учеников во время окончания обучения в начальной школе и перехода в классы среднего звена, а также в отсутствии мотивации.

3. Пятнадцатилетний подросток заявил родителям, что бросает школу, потому что там преподают предметы, которые не пригодятся ему в дальнейшей жизни. Он почти перестал посещать школу и выполнять домашние задания. Желание подростка было только одно: найти работу и зарабатывать деньги. Возможная причина кроется только исключительно из интереса к деньгам.

4. Девочка из одной семьи сбегала с уроков, потому что ей «ничего не лезло в голову». Вероятно, причина заключается в её фанатичном увлечении модой: одежда, косметика, цацки и пр., что свидетельствует о комплексе неполноценности, усталости и потере интереса к учёбе.

В наши дни бытует мнение, что современные дети не только учиться, но и вообще ничего не хотят. Взрослые, которые воспитывают современное поколение детей, часто жалуются, что им ничего неинтересно, кроме телевизора, гуляния на улице и компьютера. На самом деле, неспособность или нежелание учиться, возникает по вине взрослых, которые или не умеют правильно мотивировать отпрысков учёбой и заинтересовать их, или давят на детей со всех сторон, а не вследствие наличия «приятной» для детей техники в доме.

Взрослые бьют тревогу, когда дети теряют интерес к учёбе и школе, потому что считают, что учёба для детей являются их будущим. К сожалению, взрослые часто не задумываются о том, что все дети уникальны и индивидуальны, и что у них могут быть другие наклонности и иная профориентация. Нередко взрослые часто ругают и наказывают детей за плохие оценки, обвиняя школьников в лени, расхлябанности и нежелании учиться, хотя причина этих баллов кроется вовсе не в детской «глупости», а в элементарном отсутствии интереса к предмету и его понимания.

А в подростковом возрасте у детей отношения с учёбой вообще особенные. Это связано с физическим ростом отпрысков. Дети, учащиеся в основной школе, уже устают расти физически, а хотят расти морально и интеллектуально.

В каком возрасте интерес к учёбе нередко теряется?

Бытует мнение, что у каждого ребёнка это индивидуально. Потеря интереса может быть вызвана как возрастными особенностями детей, так и, например, нелюбимым учителем в школе. Также детей могут сбить с истинного пути нехорошая компания и большое количество соблазнов, которые почти всем доступно в наши дни. Однако психологи и педагоги утверждают, что пик потери интереса к учёбе приходится на детей от десяти до двенадцати лет.

Если дети не хотят или не могут учиться, то проблема, в первую очередь, не в их лени и безответственности, а в их возрастных и физических особенностях, душевном состоянии и умственных способностях, а также во взрослых, которые не захотели или не смогли заинтересовать к учёбе отпрысков и сделать так, чтобы учебный процесс им доставлял только положительные эмоции.