Взрослые, отдавая ребёнка в школу, рисуют себе идеалистическую картину: сын или дочь легко встают в школу в семь утра, идут туда с удовольствием, активно работают на уроках, вовремя и без боя принимаются за домашние задания, и радуют взрослых хорошими оценками и похвальными записями в дневнике и классном журнале. В реальности же ситуация в корне противоположная: ребёнка утром в школу не добудиться, даже если накануне он лёг спать в восемь часов вечера, на уроках ребёнок зевает, отвлекается и смотрит в окно, за домашнее задание принимается со скандалом и угрозами, часами делая его, а оценки и записи учителя в дневнике ему безразличны. В этой статье мы расскажем, как мотивировать младшеклассников учиться, если на школу у них нет ни желания, ни сил.
Опытные педагоги и психологи считают, что для младшеклассника сформированная мотивация важнее уровня интеллекта и готовности к школе. Также они придерживаются мнения, что одним из признаков готовности к освоению учебной деятельности является добровольное стремление детей познавать новое, когда будущие школьники ради открытия новых знаний готовы даже выдержать скуку и делать что-то нужное, хоть и не всегда интересное.
К чему может привести принуждение младшеклассников к учёбе?
В этой части статьи мы расскажем, как правильно мотивировать к учёбе младшеклассника без принуждения и насилия.
1. Принуждение только ломает детскую психику и не даёт никакого толку. В результате того, что ребёнка насильно заставляют учиться, его мотивация ещё больше убивается.
2. Младшекласснику нужна, как внутренняя, так и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация – это добровольное, не навязанное кем-либо желание узнавать что-то новое и совершать какие-либо действия. Внешняя мотивация – это желание что-либо делать в обмен на поощрение со стороны окружающих. У детей, особенно дошкольников и младшеклассников, внутренняя мотивация заниматься, как правило, формируется вследствие внешней. Внешняя мотивация со стороны взрослых становится для детей подсказкой и «толчком» к формированию внутренней детской мотивации.
3. Внешняя мотивация должна быть правильно сформулированной для формирования внутренней мотивации в дальнейшем. В первую очередь, ребёнку-дошкольнику и младшекласснику в игровой форме нужно объяснять, например, для чего ему нужно ходить в детский сад или школу, изучать какие-либо неинтересные, но необходимые для жизни и усвоения программы предметы, получать хорошие оценки и похвалы, вовремя и качественно делать домашнее задание, и т.п.
4. Для младшеклассника, например, плоха мотивация к учёбе тем, что без образования не поступить в вуз и работать только дворником, потому что ему ещё непонятно, что такое вуз и чем работа дворника плоха и не престижна. Для учащихся начальных классов детям важны значимость и поощрение, по крайней мере, за одно только желание быть лидерами. Современные дети очень амбициозны и, несмотря на свою гиперактивность, у них есть «громадьё планов» на жизнь.
Причины нежелания и неспособности младшеклассников учиться
1. Семейные отношения и эмоциональная сфера в семье, разные подходы к воспитанию и обучению детей
2. Сравнение себя с другими детьми и с ним самим
3. Неспособность ответить на вопрос «а почему ты не хочешь учиться»
4. Игнорирование переживаний ребёнка, отсутствие вопроса «что ты чувствуешь»
5. Неумение выполнять элементарные бытовые и повседневные дела самостоятельно
6. Отсутствие в школах индивидуального подхода к особенным детям
7. Конфликты с педагогом и одноклассниками, боязнь педагогов и одноклассников, отсутствие контакта с педагогом и одноклассниками
8. Плохое настроение у младшеклассника, недостаточная уверенность в себе
9. Пробелы в знаниях, непонимание предмета
10. Переполнение положительных и отрицательных эмоций, например, рождение второго или третьего ребёнка, переезд в другое место, смена школы и т.п.
11. Общение с младшеклассником сводится к разговорам только об учёбе, оценках и бесконечной критике ребёнка
12. Ежевечерние скандалы по поводу усаживания за уроки
13. Сопротивление однообразию и постоянный негатив со стороны взрослых во время выполнение домашнего задания, чрезмерное «тыканье» на ошибки
14. Двойные послания, вторжение школы в частную жизнь семьи и ребёнка, вымогательства и угрозы со стороны учителей, классного руководства и руководства школы
15. Школа как источник стресса для детей
16. Итоговый контроль в конце учебного года, нагнетённость обстановки ещё с начала учебного года, исключительно «натаскивание» на выпускные экзамены и отсутствие интереса на уроках
17. Беспричинные упрёки и бездоказательные обвинения школы в адрес ученика и родителей
Правила формирования внутренней мотивации к учёбе для младшеклассников
1. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Такое сравнение детей только принижает и убивает все остатки их «последней мотивации»
2. Мотивируйте ребёнка похвалой за правильные действия и даже малейшие победы
3. Обращайте внимание на переживания детей, чтобы ребёнок мог чётко сформулировать ответы на вопросы о себе и своих чувствах
4. Формируйте, развивайте и поощряйте самостоятельность ребёнка не только для своего удобства, но и для внутренней мотивации к активной деятельности своих отпрысков
5. Приводите личные примеры. Дети являются зеркалом родителей. Если взрослые уделяют время своему развитию, то и дети тоже захотят двигаться вперёд
6. Показывайте свою заинтересованность и активность в социуме
7. Сместите фокус с оценок на реальные знания. Объясните, что реальные знания можно применить на практике. Например, элементарные знания математики помогут оплатить и купить продукты в магазине, сосчитать сдачу. Умение читать и элементарное знание родного языка поможет, например, помочь прочесть взрослым мелко написанную инструкцию. А знание истории поможет поделиться с далёкими друзьями своими знаниями и фактами о том или ином историческом событии, зарождении и развитии какого-нибудь вида искусства, возникновении какой-либо известной достопримечательности, цивилизации и пр.
8. В режиме дня младшеклассника должно сохраниться время на игры и свободную деятельность после выполнения домашнего задания и сборов в школу, в рамках которой ребёнок может посидеть у компьютера, погулять, посмотреть телевизор и т.д.
9. Разговаривая с младшеклассником об учёбе и школе, не спрашивайте его, какие оценки он получил и что задали на дом, а спрашивайте, что сегодня на уроках узнал нового, какие события произошли с ним на переменах во время общения с учителями и одноклассниками, и т.п.
10. Покажите на личном примере ребёнку, что его учёба равна работе взрослого человека. Объясните на примере своей работы, что работу нельзя выполнять плохо, увиливать от неё. Таким образом, увидев живой пример, младшеклассник захочет учиться и развиваться.
11. Откажитесь от материальных поощрений, мотивируя младшеклассника учиться. Материальные поощрения в качестве внешней мотивации очень часто ведут к обману со стороны учеников.
12. Ни в коем случае не наказывайте ребёнка за плохие оценки, если они не являются плодами расхлябанности ученика: забытых принадлежностей к уроку, не сделанного или сделанного на «отвали» домашнего задания, несобранного с вечера портфеля, списывание у соседа по парте на контрольной, прогула школы или значительного опоздания, плохого поведения на уроках и переменах, грубого и неуважительного отношения к учителю, одноклассникам, классному и школьному руководству, регулярного беспорядка на парте и пр.
Советы по формированию и развитию самостоятельности детей
1. В первую очередь, обсуждайте опасные точки в доме. Можно, например, напомнить ребёнку, что нельзя совать пальцы в розетку, крутить ручки газовой плиты, и играться со спичками и зажигалками, а также открывать дверь незнакомцам без вашего разрешения.
2. Устраивайте еженедельные «Дни самостоятельности» дома. В этот день от подъёма и до отбоя ребёнок должен делать всё сам, включая принятие душа, мытьё посуды и приготовление еды. Родители могут только контролировать действия ребёнка, наблюдая за ним, и, вмешиваясь только в случаях угрозы жизни, здоровью и безопасности детей
3. Покажите ребёнку, как пользоваться микроволновкой и какой жидкостью мыть посуду. Вместо того, чтобы прятать еду от ребёнка в дальние углы и точки недосягаемости для него, лучше научите его самоконтролю в питании
5. С помощью программы «Где мои дети» и телефонной связи родители могут в любое время успокоить себя. Ребёнок обязан знать наизусть, как минимум, три номера мобильных телефонов: своего, маминого и папиного.
6. Прочитайте иллюстрированную книгу или посмотрите развивающий мультфильм по ОБЖ, который расскажет о соблюдении правил ПДД младшеклассником и местах, в которые можно обратиться за помощью в случае возникновения экстренной или чрезвычайной ситуации
7. Обучите ребёнка «правилу Булгакова» - «никогда не разговаривайте с неизвестными», а также элементарным навыком самообороны без запугиваний, чтобы ребёнку можно было убежать в случае возникновения опасной ситуации, пока обидчик будет «корчиться от боли»
8. Хвалите и поощряйте детскую самостоятельность, не забывая комментировать совершённые действия. Это вдохновляет детей, формирует и развивает у них начальное чувство ответственности и частичную дееспособность
9. Самостоятельность и элементарный жизненный опыт придают больше уверенности ребёнку в себе и «подстёгивают» в желании действовать
Правильная мотивация к учёбе для гиперактивных и неусидчивых младшеклассников
В этой части статьи мы расскажем о том, как привить внутреннюю мотивацию к учёбе для младшеклассника, который не отличается своей усидчивостью, и не способен сидеть спокойно до получаса.
1. Приучайте ребёнка к усидчивости ещё в дошкольном детстве, как минимум, за два-три года до школы. При хронической гиперактивности обратитесь к невропатологу, нейрохирургу, психологу или детскому психиатру
2. Для гиперактивного младшеклассника наиболее важен правильный сон. Отбой у такого младшеклассника не должен быть позже девяти часов вечера, а днём обязательно должен быть тихий час не меньше двух часов. Перед сном гиперактивному ребёнку можно почитать книгу, просто полежать и поговорить с ним о чём-то приятном, или разрешить поиграть в спокойные игры.
3. Подъём у гиперактивного младшеклассника должен быть строго в одно и то же время как в будни, так и в выходные, праздники и каникулы
4. Проводите с гиперактивным младшеклассником дозированные домашние занятия для формирования усидчивости. Сначала с гиперактивным младшеклассником можно заниматься от пяти до пятнадцати минут, а потом увеличивать это время и заниматься с ним уже от двадцати до сорока пяти минут. Таким образом у младшеклассника сформируется и разовьётся способность высидеть школьный урок от начала и до конца
5. Больше поддерживайте увлечения младшеклассника, за которыми он способен сидеть буквально часами даже при всей своей гиперактивности. Это могут быть, например, лепка, рисование, конструирование, аппликация, художественный труд, обводка, штриховка и раскрашивание, и пр.
Как сформировать и развить внутреннюю мотивацию к учёбе у медлительного младшеклассника
1. Ставьте чёткое время, за которое ребёнок должен сделать то или иное домашнее или учебное дело
2. Не просто хвалите медлительного ребёнка, но и доверяйте ему
3. Не одёргивайте ежеминутно и каждый раз медлительного ребёнка
Мотивация младшеклассника к выполнению домашнего задания
1. Старайтесь не использовать материальные поощрения за своевременное усаживание за уроки и их выполнение. А предоставление возможности активности вполне допустимо
2. Выясняйте взрослые отношения за закрытыми дверями и даже вне дома. Ни в коем случае не перекладывайте ответственность на ребёнка и друг на друга
3. Поймите причины нежелания или неспособности младшеклассника учиться и садиться за уроки
4. Введите ежевечерний ритуал, в котором каждый член семьи будет рассказывать о своих событиях
5. Для своевременного усаживания за уроки младшекласснику обязательно необходим режим дня
6. Не применяйте двойные послания для мотивации младшеклассника к учёбе и воспитании любого ребёнка
Метод пряника для младшеклассников гораздо эффективнее метода кнута. Постоянные наказания, запугивания, рукоприкладство и принуждение не являются действенными стимулами для формирования и развития мотивации к учёбе младшеклассников. Лучше найдите такую систему поощрений, которая младшего школьника обрадует и мотивирует на учёбу и внешне, и внутренне.