Найти тему
Зигзаги истории

Илоты в Спарте. Что вы знаете об их жизни?

Здравствуйте.

В прошлой публикации я затронул тему древней Спарты и самих спартиатов см. "Представьте - Вы в жecтoкoй и чужой Спарте".

Но, для полноты картины, разумеется, невозможно не поговорить и о другой, более многочисленной, части населения этого древнегреческого государства – илотах.

Из школьного курса истории Древнего мира нам известно, что они были рабами, принадлежавшими Спартанскому государству, и что обращались с ними крайне жестоко и бесчеловечно.

Итак, илоты. Да, конечно, они были рабами, рабами государственными, но именно это состояние позволяло им сохранять лучшее положение, чем рабам классического типа. Государство защищало илотов от непомерной алчности и самоуправства их господ и предоставляло определённые правовые гарантии. В этом проявляется некоторая двойственная зависимость – с одной стороны – от государства, с другой – от своих владельцев. Илоты были прикреплены к земле и являлись составной частью этого земельного участка, который господин – спартиат получал в бессрочное владение. Именно владение, так как, если вы помните из предыдущей публикации, в Спарте богатство и частная собственность абсолютно не приветствовались.

-2
Исходя из этого, становится понятно, что какие-то права у илотов всё же были, например – их не могли продать или обменять, освободить их тоже не могли – это право оставалось за государством. Перед ним же владелец отвечал за состояние своего «живого имущества».

Илоты могли иметь семью и общаться с родственниками, владеть личным имуществом, инвентарём и рабочим скотом. Им давалась возможность спрятаться от притеснения в храме Посейдона на Тенаре, священном месте для всех жителей Спарты.

-3

С экономической точки зрения, илоты были скорее как вольноотпущенники, так как владелец не мог ПОД СТРАХОМ ПРОКЛЯТИЯ произвольно изменить размер оброка, установленный государством, и получал со своего участка строго фиксированную сумму. Тем более что, вмешиваться в хозяйственные дела для спартиата было абсолютно недопустимым действием, и производственная инициатива, а также и ИЗЛИШКИ продукции оставались в распоряжении раба. Архемах Эвбейский – древнегреческий историк замечает по такому же поводу, что пенесты (крепостные работники Фессалии, имели статус, похожий на статус илотов) зачастую жили намного зажиточней своих господ.

Ряд западных историков отмечает, что рабы и господа в Спарте жили достаточно мирно, подтверждая свои выводы крайне редким дезертирством илотов во время войн. Впрочем, думается, что дело обстояло всё-таки совершенно иначе.

-4
Государственной политикой Спарты было тотальное физическое и моральное уничтожение илотов. Им полагалось носить одежды из шкур животных, преимущественно – собак; принимать разные физические наказания, причём не за проступки, а в виде профилактики. Позор и унижения сопровождали илотов всю жизнь.

Молодым спартиатам внушали презрение и отвращение к своим рабам. Одним из широко известных способов унижения являлось насильственное спаивание илотов неразбавленным вином, после чего им приказывалось петь неприличные песни и «танцевать».

Степень подавления и затравленности рабов доходили до того, что сами господа были вынуждены постоянно носить с собой оружие, запираться на крепкие замки по ночам, опасаясь неожиданного нападения. А учитывая огромное количество илотов и ничтожную долю спартиатов (приблизительная пропорция 7:1), то подобные страхи не кажутся чем-то надуманным.

После таких цифр не кажется фантастическим и террор, установленный государством, а именно – тайные убийства (криптии) рабов из засад, ночью. Это происходило по прямому приказу властей, которые регулярно отправляли в ночные вылазки молодых людей, снабжая их оружием и продовольствием. Скорее всего, таким образом, спартиатская молодёжь получала определённого рода навыки и «сдавала зачёт» перед выпуском из школы, а государство держало огромную массу илотов в страхе и повиновении.

-5

Ещё один поразительно мерзкий обычай, практиковавшийся в Спарте – это ежегодная война против своих рабов, хотя войной это тотальное истребление назвать сложно, для подобных действий есть другие определения. Древнегреческий историк Фукидид описывает случай, произошедший в 425 г. до н.э., когда одновременно было уничтожено более двух тысяч илотов, что произвело тягостное впечатление на всю Древнюю Грецию. И такие случаи были далеко не единичными, разница лишь в количестве погибших рабов.

Можно представить, что если даже современников шокировали отношения, царившие в Древней Спарте, то нам тем более очень сложно представить, до какого уровня доходил развязанный в отношении илотов государственный террор. Поэтому, излишняя героизация, начавшаяся ещё в древности и продолжающаяся до сих пор в отношении этих хладнокровных палачей, совершенно неуместна.

Спору нет, воины Спарты жили в совершенно другое время и совершили много действительно героических поступков, вплоть до самопожертвования, но их отношение к заведомо слабому и беззащитному человеку не вписывается ни в какие рамки цивилизации как современной, так и античной.

P.S. Спасибо за прочтение и неравнодушие.