Совсем недавно познакомился я с исследованиями любителей истории, исходя из которых следует, что ещё во времена завоеваний Чингисхана и его потомков этот народ был на особом счету. С ними заключались особые условия перемирия и союзничества. Народ достаточно свободолюбивый, воинственный, вместе с тем многочисленный и занимающий большие территории.
Речь о башкирах.
В 2013 году я впервые посетил Башкирию и её столицу Уфу. Получилось это случайно, спонтанно, то есть ровно так, как я тогда обычно и путешествовал.
Главная улица Уфы носит имя Салавата Юлаева, Дворец спорта, хоккейная команда, есть город Салават, улицы и памятники в других городах, национальная премия имени героя, множество художественных произведений...
Ещё в школе я узнал имя и фамилию главного башкирского героя Салавата Юлаева, но по информации из учебника истории он был только сподвижником Емельяна Пугачёва, руководителя крестьянского восстания в 18 веке. Однако, вникнув в тему, могу сказать, что Пугачёвское восстание состоялось и длилось относительно долго только благодаря башкирам и в частности Салавату Юлаеву. А башкиры воевали не за нового царя Петра III, и не против крепостного права. Башкиры воевали против колониальных претензий России на их исконные земли.
Отец Салавата был богатый и уважаемый башкир, потомственный тархан (что-то типа боярина). Воевал в Польше под командованием Суворова. Имел в собственности земли и деревни. Несколько раз переизбранный волостной старшина (глава сельского муниципального округа ). С какой стати ему бунтовать против власти?
А с такой. Братья-купцы Твердышевы, говоря современным языком, "отжали" часть принадлежащих Юлаю (отцу Салавата) земель под строительство Симского завода.
Губернские власти и суд выступили на стороне купцов. Вот и все причины. Отец и сын выступили против несправедливого отъёма их земель, а тут удачно подвернулся Емельян Иванович со своим бунтом.
Без поддержки башкир Пугачев вряд ли продержался бы так долго в противостоянии с войсками регулярной армии.
Таким образом получается, что несколько дельцов ради наживы стали катализаторами Крестьянской войны, длившейся больше года.
В 30-40-е, а потом в 50-е годы 18-го века уже были восстания башкир против экспансии в их земли колонизаторов из России. На государственном уровне - это поднятие налогов, на религиозном - насильственная христианизация населения. А купцы, прознавшие про залежи полезных ископаемых, за копейки (и это не образное выражение) скупали у малограмотных башкир нужные им земли. Либо отнимали силой, как в случае с семьёй Салавата Юлаева.
Вот такая получилась история.
Про мои впечатления о городе Уфа расскажу уже в следующий раз.
Спасибо, что дочитали. Подпишитесь, буду писать ещё.