Найти в Дзене
Алексей Ратушный

Приказ №15 или как начиналась Школа Старшеклассников в Урае

Приказ №15 от 26 января 1989 года. Всесоюзный педагогический эксперимент в Урае
Приказ №15 от 26 января 1989 года. Всесоюзный педагогический эксперимент в Урае

Итак. Краха Ратушного не случилось. И тогда ему дают новое абсолютно невыполнимое задание.

Невыполнимо оно было сразу по многим параметрам. В первую очередь по срокам.

Но присмотримся к тексту этого выдающегося документа.

№15 от 26.01.1989

«О школе старшеклассников»

В соответствии с Концепцией и Программой эксперимента «Интегрирование учебно-воспитательного процесса в условиях УПВО» предусматривается открытие школы старшеклассников на базе УПК г. Урая.

Для разработки конкретного проекта организации школы

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.За счёт средств планируемых на школу старшеклассников установить единицу руководителя проектной группы с окладом завуча средней школы.

2.Назначить руководителем проектной группы тов. РАТУШНОГО А.А. учителя истории СШ №4 с 1 февраля 1989 года сохранив за ним руководство эксперимента в СШ №4 и 9 часов истории.

3.Тов. РАТУШНОМУ А.А, укомплектовать состав творческой группы из активистов проявивших себя во время проведения ОДИ-1 и ОДИ-2.

4.Оргпроект школы предоставить на рассмотрение горсовета по народному образованию к 15 апреля 1989 года.

5.Назначить временно исполняющим обязанности директора школы старшеклассников тов. ВИНОГРАДОВА Ю,.Ф. без отрыва от исполнения обязанностей директора УПК.

6.Директору школы старшеклассников тов. ВИНОГРАДОВУ Ю.Ф. в ходе работы над проектом школы принимать необходимые подготовительные меры с тем чтобы школа смогла начать функционирование с 1 июля 1989 года.

7.Директору школы №5 тов. ГРИБОВУ В.Н. выделить помещение для размещения проектной группы.

8.Контроль за исполнением приказа возложить на директора-организатора УПВО АНДРЕЕВУ А.В.

И.о. генерального директора УПВО (подпись) Е.Б.Куркин

Таким образом планировавшийся ещё Вторым Приказом «вынос тела Ратушного» не состоялся и тогда ему решили вырыть яму поширше и поглубже.

Во-первых его не освобождают от руководства ЛЭП «Школа №4».

Никакого эксперимента в школе не продолжается.

Эксперимент свёртывается.

Но 26-го января никто дразнить педагогическую общественность, явно поверившую в Эксперимент, не собирался.

Людей инициативных растащили на более мелкие общегородские проекты.

Все, кто надо, попали в приказы по надбавкам и занялись конкретикой.

Завуча школы, явно симпатизирующую эксперименту перевели в штат школы старшеклассников.

Типа: справились там, справляйтесь и здесь.

Школа старшеклассников постепенно и очень системно становилась «Кавказом» эксперимента!

В неё ссылали, как на убой, подобно тому, как сослали на Кавказ в своё время Лермонтова.

Куркин сам в Школу старшеклассников не верил.

Он исходил из того, что эксперимент провалится и поскольку все виновные уже назначены, останется предоставить общественности справочку о виноватых и понесших справедливое… а школы вернуть в первоначальное состояние.

И «искать другие формы» в порядке «эксперимента».

Но дымовую завесу на полгодика-годик создать можно!

А там и в Москву в качестве руководителя уже Системы экспериментальных площадок.

Таков был замысел.

Но был и просчёт.

Активного молодого директора школы номер пять явно недооценили.

И уж совсем странна недооценка «учителя истории СШ №4».

Но на всякий случай ни с кем не советуясь Куркин опубликовал в местной газете «Знамя» свой проект «Школы старшеклассников» типа «Кушайте и не подавитесь!»

Эта публикация мистическая!

Учащимся старших классов было предложено самостоятельно выбирать себе предметные области для изучения в выпускных классах!

Эта публикация шла резко в диссонанс с текстом процитированного пятнадцатого приказа.

В приказе мне предлагалось разработать конкретный проект, а в публикации проект более чем конкретный был уже опубликован. Напоминаю – я был командирован в Москву к доктору архитектуры В.И. Степанову. Для проработки идеологемы целого комплекса Модульной школы города Урая.

Каким чудом руководитель группы разработчиков должен был, находясь в Москве, руководить творческой группой в которую он физически не успевал никого набрать, и при этом контролировать развитие ЛЭП СШ№4 и вести девять уроков истории в неделю – оставалось неясным. ЛЭП – локальная экспериментальная площадка – термин предложенный Ратушным и внедрённый в Эксперименте в Урае.

А к 15 апрелю проект Школы старшеклассников уже требовалось положить на стол Куркина.

Мы конечно помним, что мартовские каникулы заканчивались первого апреля, а с первого апреля «учителю истории СШ№4» предлагалось решить задачу запуска модульной школы на базе школы №5.

Подведём сухие итоги этого момента.

Ратушному предлагалось одномоментно

1.В рекордные сроки прописать конкретный проект Школы старшеклассников

2.При этом удовлетворить творческий вклад в этот проект в виде публикации Руководителя, где учащимся предлагалось выбирать себе индивидуальные учебные планы.

3.Продолжать руководить Модульной школой в школе №4

4.Вести девять уроков истории в неделю в четвёртой школе

5.Выехать на две недели в Москву в лабораторию архитекторов для работы над проектом зданий комплекса Модульной школы в Урае.

6.Вести конкретную работу со старшеклассниками в городе Урае уже обеспечивая набор заявлений о приеме в проектируемую школу старшеклассников.

7.Составить теоретически невозможное модульное расписание занятий в четвёртой четверти для Школы №5. При этом три завуча школы и опытнейшая А.В. Андреева уже пробовали и уверяли Куркина, что это невозможно!

И на всё это отводилось время с 1 февраля по 31 марта, а проект школы старшеклассников к 15 апреля!

Любую из шести поставленных задач не был в состоянии выполнить ни один разработчик в России.

Говорю это с глубоким знанием дела.

Это был административно-командный приговор к увольнению за «несоответствие служебному положению».

От москвичей ожидали примерно такой реакции: «вы зачем нам присылаете слабоумного»?

Где-то в глубине души они свято верили, что уж в Москве то не станут стесняться в выражениях.

Не учли самой малости.

Алексей Алексеевич был влюблён в архитектуру с младенчества. Дядя Миша и его первая супруга работали в отделе архитектуры облисполкома и Алексей обожал ватманские рулоны с чертежами проектов зданий и сооружений. Сам до восьмого класса всё чертил и чертил свои собственные проекты общественных и жилых зданий… Любил Ле Корбюзье и восхищался его идеями. Преклонялся перед творчеством Посохина. Собирал книги об истории архитектуры. И собирался сам стать именно архитектором!

Доктор архитектуры Валентин Иванович Степанов с большим интересам отнёсся к идеям и разработкам юного «коллеги». Родились ТРИ ВАРИАНТА комплекса для Урая именно под модульную технологию Ратушного. Из Москвы Ратушный вернулся победителем. Модульную школу в пятой школе Урая за пять суток спроектировал и с первого апреля запустил. Испытание расписания прошло без заминок. Уроки не срывались. Двух поточный односменный режим был налажен. Претензий к разработчику здесь не было. Проект школы старшеклассников к 15-ому апреля лёг на стол руководителя Всесоюзной экспериментальной площадки.

В школу уже было подано более трёхсот заявлений и они продолжали поступать.

Уроки в четвёртой школе он все как и положено, провёл. Детей оценил. Необходимые документы по ЛЭП подготовил и представил. В школе сохранялись режим и расписание занятий, велся дневник эксперимента.

В проекте школы старшеклассников было найдено фантастическое решение проблемы выбора учащимися разных учебных планов.

Увольнять «учителя истории СШ№4 было не за что. Но ставку завуча сократили, группу проектировщиков распустили и разработчик фактически повис в воздухе оставшись к моменту майской тарификации без должности, без нагрузки и без зарплаты. Дляи начала его отправили в малооплачиваемый «отпуск» но это было больше похоже на предложение отправляться «куда подальше».

Четвёртой школе шёпотом намекнули, что скоро никаких Ратушных в Урае уже не будет.

Естественно, шепоток дошёл и до меня.

Лето катилось своим чередом. Я исследовал на самом себе состояние приговоренного к изгнанию. Куркин держал многозначительную паузу и тут у него наметилось осложнение.

Выяснилось, что Школа старшеклассников «не запускается»! Предлагалось всем завучам города, но каждый изучив выборы детей отказывался со словами: я не самоубийца.

Общим был вывод: это невозможно!

И тогда Куркин вынужден был наступить на горло собственной песне.

Он дотянул до конца августа и вот 25 числа пригласил меня и спросил: чего я хочу, чтобы согласиться на невероятное. Я перечислил четыре пункта:

1.Группа истфил– моя до выпуска и полностью делает то, что скажу я.

2.Мой проект утверждается безоговорочно и в полном объёме.

3.Я получаю должность заместителя генерального директора УПВО на год.

4.Я обучаю группу истфил по своей программе нескольким дисциплинам.

Куркин не мог мне отказать.

На момент моего согласия в Школе старшеклассников обеспеченность помещениями была меньше 52 процентов. Штат педагогов имел недокомплект сорок процентов.

Первого сентября школа открыться не могла уже физически.

Расписание под такое количество выборов детьми никем и никогда ранее в СССР не составлялось.

Впервые именно в Урае прозвучало «с легкой руки Ратушного» слово «мультиплет», и название «мультиплетное». Именно в Урае были сформированы первые блассеты. Именно в Урае было показано, насколько гибким может быть планирование стабильных расписаний.

Мультиплетное расписание занятий продержалось весь год и изменить его не смогли ни разу!

Это была фантастика. 15-го сентября 1989 года я спел ученикам Школы старшеклассников изменившимся (сорванным) голосом свою любимую песню. Но допеть её на открытии уже был не в силах. Попробую выложить здесь. Если получится.

Вот запуском знаменитой Школы старшеклассников Урая мы и завершим в целом первую часть рассмотрения Приказа номер пятнадцать по Всесоюзной экспериментальной площадке в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.