Казалось бы, если ты одарен с рождения некими талантами, то и действуй: лечи себя и окружающих, исправляй свою жизнь, формируй гармоничные отношения с другими, используй свой потенциал на все сто. Однако на практике мы видим иное: люди не хотят и не умеют помогать себе и другим, предпочитают пользоваться какими-то чужими методами, вообще жить чужой головой, подпитываться чужой энергией. «Но почему?» — спросите вы.
Я сам часто думаю об этом. Ведь у человека есть практически все, чтобы сделать свою жизнь такой, какой он хочет. Большинству не нужна ни помощь докторов (до определенного момента), ни советы экстрасенсов и психотерапевтов, ни рекомендации специально обученных консультантов. Но люди пребывают словно в каком-то ступоре, не решаются сделать для себя (уж не говорю об окружающих) практически ничего. Как такое может быть?
Я вижу три основных момента, удерживающих от применения реально присущих всем и каждому талантов и возможностей.
1. Преобразуя жизнь, ты испытываешь катарсис. Это сильный энергетический подъем, который заставляет человека измениться, как бы подняться над собой — и далее жить уже на ступень выше. Многие пугаются перемен. Они словно думают про себя: «Какой я буду потом? Узнаю ли я сам себя? Останется ли со мной моя система ценностей? Узнают ли меня мои близкие? Не придется ли мне вообще начинать все сначала?»
Дорогие мои, могу сказать, исходя из собственного многолетнего опыта: я меняюсь (чуть приподнимаюсь) с каждым человеком, которому приходится помогать. Пережив энергетический всплеск, начинаешь видеть окружающее по-новому. Ты, безусловно, остаешься собой и в то же время становишься немного другим. На задний план отодвигаются, а то и вовсе уходят из жизни вещи малосущественные, всякие мелочи, которые на самом деле только тормозят нас и действуют на нервы, но мы не можем их отбросить усилием воли — то жалко, то решимости не хватает… Пережив катарсис, ты смотришь на эти мелочи с удивлением: как такая ерунда тебя вообще занимала? Зачем ты о таких несущественных вещах думал? Тут и думать нечего — просто перешагни и занимайся реальными делами, живи настоящей жизнью, выброси эти симулякры. Что касается отношений с близкими людьми, то если эти отношения есть, с ними ничего произойти и не может. Наши люди всегда остаются с нами — тут тревожиться не о чем.
Ну, и о том, чтобы начинать все сначала: да, пережив катарсис, вдохнув в кого-то свою энергию и почувствовав всей кожей, как человек возрождается (после болезни или после какого-то душевного надрыва), действительно как будто «обнуляешься». В энергетическом плане ты сам претерпеваешь возрождение, в какой-то мере омолаживаешься. Это совершенно уникальное ощущение, когда смотришь на мир, будто видишь его в первый раз чисто-начисто отмытыми глазами. Пугает ли оно? Отнюдь. Радует, создает дополнительный импульс для творчества.
2. Преобразование жизни всегда связано с осознанным отношением к ней. Невозможно что-то исправить, не представив себе причинно-следственные связи, не попытавшись понять ситуацию. Чтобы принципиально изменить что-то, необходимо сначала осознать нынешнюю ситуацию как данность, принять ее, перестать воспринимать эмоционально, отпустить. Только тогда можно рассчитывать на новое, которое будет лучше старого.
Запомните, друзья мои: новому нужно место; пока мы не отпустили старое, новому негде укорениться. Отпустить же старое можно одним-единственным способом — перестав думать о нем и переживать. Люди же, как правило, застревают на своих ошибках, обидах, невезениях, снова и снова возвращаются к ним — и при этом удивляются, что никак не удается изжить то, что вроде бы хотелось изжить. Вот пример нелогичности и отсутствия сознательного отношения к жизни! Пример ярчайший: если бы люди задумывались о том, почему не получается начать жизнь с чистого листа, они бы скоро сообразили, что надо перестать копаться в прошлом, расстаться с ним раз и навсегда, принять, простить, отпустить.
Отсутствие осознанного отношения к жизни и проблемам мешает реализовать способности человека, о которых мы с вами говорим. Невозможно исцелить болезнь, не приняв ее, не смирившись с ее существованием; невозможно исправить сложную ситуацию, не сказав себе: «Да, ситуация такова, какова она есть, это происходит на самом деле и происходит со мной. Вернее, происходило, потому что отныне происходить не будет — я готов об этом позаботиться». Только осознанное принятие жизни во всей ее полноте, с позитивом и негативом, дает нам возможность что-то преобразовать. Нежелание осознавать равно нежеланию что бы то ни было менять.
3. Многие люди не верят в себя, свои способности, в то, что у них вообще может что-то получиться. Им кажется, что именно боги горшки обжигают, что есть некая сфера знаний и умений, в которой безоговорочно царят избранные. Таких неуверенных людей великое множество, можно сказать — каждый второй. Им не приходит в голову, что подавляющее большинство своих проблем и проблем своих близких они. Приходится переубеждать.
Ко мне на прием записалась женщина, у маленького сына которой обнаружили синдром аутизма. Это подкосило ее. Мальчик в два года совершенно не слушался, не пытался копировать поведение окружающих его людей, жил как будто в своем мире, делал то, что ему в данный момент хочется. Например, когда они выходили из дома, он сразу бежал куда=то сломя голову, не отзываясь на крики матери. Он несколько раз убегал совсем далеко и чуть было не потерялся, и ничего нельзя было с этим поделать. Он не желал сидеть в коляске, не хотел ходить за руку — ему надо было бежать.
Или же другое: мальчишка очень любил лужи и, стоило ему увидеть лужу во дворе, норовил в нее лечь. Никакие уговоры не спасали от этого. Он жил в своем мире, в своей системе ценностей, а там лужа была одной из самых замечательных вещей!
Игорек (назовем его так), когда хотел, начинал производить разрушения в доме. Он рвал бумагу, колотил по оконным стеклам всем, чем можно было колотить, бил посуду. При этом у него был вид первооткрывателя: он производил деструкции не со злости, но как бы желая посмотреть, что будет, экспериментируя. Когда к нему обращались, он обычно не откликался — и доктора в районной поликлинике даже заподозрили у него глухоту.
При этом мальчишка был крепкий, рослый, очень сильный для своего возраста; и лицо у него было обычное, как у всех детей, никаких гипертрофированных черт, характерных для носителей генетических дефектов. Выслушав свою пациентку, я предложил ей самой начать заниматься с сыном. «Я пробовала читать ему книжки для детей, — сказала она, — но он не слушает или не слышит. Все наши контакты — это прогулки, когда он бежит сломя голову непонятно куда, да еще я кормлю его с ложки, но он норовит хватать еду руками. Он совсем не хочет общения». Я спросил, что, кроме луж, особенно любит Игорек, — оказалось, воду: может подолгу смотреть на струйку из крана, обожает сидеть в ванне и пускать кораблики из всего, что подвернется; и, конечно, ему очень интересны любые гаджеты: телефоны, планшеты — он с полуоборота находит с ними общий язык, быстро соображает, как включить мультик или какую-нибудь несложную игру, смотрит, играет.
«Значит, с интеллектом все в порядке?» — предположил я. Но моя деморализованная посетительница только пожала плечами: может, все и в порядке, только Игорек — вещь в себе, и надо что-то делать, но непонятно что — может быть, я возьмусь его вытащить из его скорлупы? Передо мной был классический случай: человек (в данном случае мать) не верит в свои силы. А между тем именно она должна помочь своему сынишке, и время катастрофически быстро уходит. С ним надо постоянно заниматься, но она не имеет душевных сил, боится, что не справится, и эта ее неуверенность работает против обоих — матери и сына.
Значит, надо начать с нее; вдохнуть в нее энергию, научить не бояться, брать ответственность на себя. Остальное — дело времени. Я сказал женщине, что нам необходимо будет несколько раз встретиться с ней, чтобы убрать энергетический зажим, мешающий ей наладить продуктивное общение с сыном. «Да я то всегда рада общаться, но ведь он не хочет», — удивилась она. Объяснять ей, что ответственность за коммуникацию взрослой женщины и двухлетнего ребенка лежит на ней, а не на нем, было пока бессмысленно. Моя подопечная не верила в свои силы, понятия не имела, что у нее есть все, чтобы помочь ребенку, и я просто пригласил ее к себе через два дня.…
Мы довольно плотно занимались энергетическими практиками в течение двух недель. Надо сказать, что эта моя ученица оказалась необычайно способным и одаренным человеком. Она так увлеклась техниками собственного преображения, что готова была работать над собой без устали. За две недели произошел самый настоящий энергетический прорыв! Передо мной была теперь не растерянная, измученная жизнью жертва с потухшими глазами, в которых стояли невыплаканные слезы и мольба о помощи, а уверенный в себе, собранный, разумный человек, который готов был идти от цели к цели к глобальной победе!
Дело было сделано: моя подопечная теперь четко понимала, что может многое, и не боялась действовать. Я отправил ее на специальные курсы для родителей детей с особенностями, и она сразу начала работать со своим сыном.
Она придумывала для него особые игры и задания; она неустанно продиралась к нему, звала его к себе — и появился контакт! А дальше пошло обучение. Игорек оказался вовсе не таким уж «крепким орешком», и уже через полтора месяца его мама рапортовала мне: «Рушель, представляете, он начал играть с детьми на улице! Он старается понять правила общения, он старается копировать поведение других. Я ему говорю: „Игорек, как делает самолет?“ И он отвечает: „Ууууууууу“. Это я ему показывала самолет раньше и говорила: смотри, вот он летит и вот так гудит… Рушель, Игорек не глухой и не глупый какой-то, он обучаем!».
Через полгода мальчик, сделав необычайный рывок, практически соответствовал своему возрасту. Его всему выучила мама, которая понятия не имела, как с ним в принципе можно взаимодействовать. Она не верила в себя и отказывалась действовать. А когда знаешь, что тебе надо, и понимаешь, как этого достигнуть, а также веришь в свои силы, — непременно у тебя все получится!
Простые правила для тех, кто не верит в себя и свои силы
Проанализировав опыт взаимодействия с людьми, не подозревающими о том, что многое могут сами, я пришел к выводу, что их поведенческие и ментальные стереотипы во многом совпадают, и разработал небольшой свод правил. Это то, что можно сделать для себя, чтобы нарастить свой энергетический потенциал, не размениваться на всякие несуразности, концентрировать внимание на важном и существенном.
1. Как можно меньше смотрите телевизор и как можно меньше времени проводите в соцсетях. Пассивное времяпрепровождение такого рода создает иллюзию деятельности или отдыха. Но в действительности не происходит ни того, ни другого.
2. Не прокручивайте снова и снова старые, прожитые ситуации. Правы вы в них были или виноваты, это не имеет значения. Прожитое — прожито, его не откорректировать, да и зачем?
3. Пришла в голову идея? Запишите. Когда-нибудь она вам пригодится! Опаздываете? Не тешьте себя надеждами, что если побежите сломя голову, то успеете. Поспешишь — людей насмешишь, помните об этом. Найдите способ предупредить об опоздании и спокойно, без надрыва и внутренней паники, двигайтесь в нужном направлении. Запомните: ваше от вас никуда не денется, а что не ваше — то вам и не нужно.
5. Займитесь своей жизнью. Не ломайте голову над чужими проблемами, мечтами, делами (особенно если вас не спрашивают).
6. Говорите правду, и тогда не придется ничего запоминать.
7. Не распространяйте сплетни, не занимайтесь пересудами. Это пустое и вредное время препровождение.
8. Будьте вежливы всегда и со всеми: вежливость никогда не бывает лишней. Пусть ваши манеры будут безукоризненны — и люди потянутся к вам. Контакты — известный капитал: чем больше у вас хороших знакомых, тем лучше.
9. Если ошиблись и видите свою ошибку, не думайте, что она останется незамеченной другими. Даже не надейтесь. Умейте с достоинством и вовремя признавать ошибки, исправлять их по горячим следам. Ничего унизительного в том, что ошибся, нет. Ошибаются даже автоматы. А вот желание оправдать и закамуфлировать свой промах — привычка малодушного человека и вредит любому делу.
10. Откажитесь от привычки все время жаловаться. Жалуясь на свои невзгоды и несправедливость мира по отношению к нам, мы навязываем себе роль жертвы. А жертва — это не субъект, а объект жизни. Не она принимает решение, а кто-то (что-то); она не действует, а является объектом направленного на нее действия. Будьте субъектом, будьте активны; если что-то не нравится — исправляйте, корректируйте, требуйте, наконец, но не жалуйтесь.
11. Что бы ни происходило, надо двигаться вперед. Статика — ваш враг, под лежачий камень вода не течет. Пусть вектор вашего движения ошибочен; но движение необходимо (впрочем, лучше ничего не делать, чем делать заведомые глупости, которые тотчас надо исправлять).
12. Не пытайтесь себя пересилить. Если чувствуете усталость, вас охватывает ступор. Ложитесь спать, отдыхайте при первой возможности.
13. Никогда не пытайтесь задеть человека за живое. Не унижайте людей, не подрывайте их веру в себя, гасите огонь обиды, не допускайте ссор и размолвок, насколько это возможно.
14. В первую очередь делайте самое трудное и неприятное дело. Исходите из принципа «глаза боятся, а руки делают». Чтобы скорей пройти неприятное, представляйте его уже пройденным. Оно и в самом деле уже сделано вами, если рассматривать движение времени в обратном направлении.
15. Забудьте слово «должен», выбросьте из активного лексикона. Иначе превратитесь в бухгалтера и станете постоянно подсчитывать, кто вам что должен, кому вы что должны. Исходите из того, что никто никому ничего не должен — все делается только по любви и доброй воле.