Найти тему

Что делать, если у ребёнка накопилось много долгов в школе?

Детские учебные кризисы являются знакомым явлением для многих взрослых: ребёнок запустил учёбу, «нахватал» кучу двоек и замечаний в дневнике, ему грозит неаттестация, переэкзаменовка, отчисление из школы, посещение школы в каникулы, оставление на второй год. Взрослые на такие известия нередко реагируют «традиционными» методами: отлучают от компьютера и телевизора, лишают карманных денег и подарков, сокращают время на сон, прогулки и игры, а иногда и наказывают физически, насильно усаживая детей за уроки. Однако санкции в данном случае помогают редко, потому что дело не в нежелании ребёнка учиться, а в неспособности исправить ситуацию в связи с отсутствием навыков у него кризисного менеджмента. А кризисная ситуация в учёбе является поводом для введения этого понятия в жизнь детей. В этой статье мы расскажем, как взрослым научить ребёнка этим умениям в трудной ситуации.

Сначала разбираем причины учебного кризиса

Прежде чем устранять следствия и последствия учебного кризиса, нужно, в первую очередь разобраться с его причинами. В большей массе этот кризис вовсе не связан с ленью и нежеланием детей учиться, а с состоянием их здоровья – физического, душевного и т.п. Также причиной учебного кризиса может стать наросшее, как снежный ком, непонимание предметов, являющееся следствием сложностей восприятия, памяти и внимания, и конфликтные ситуации в школе: конфликты с учителями и классным руководством, конфликты с одноклассниками, конфликты со школьным руководством и т.д. В данной ситуации наказание лучше заменить разбором и пониманием причин отсутствия физических и душевных сил детей на учёбу.

Разобрав причины учебного кризиса, чётко поймите, с какой нагрузкой дети могут справиться со своей усидчивостью, сообразительностью и работоспособностью, своим темпераментом и текущим состоянием здоровья. Это поможет составить грамотный, правильный, чёткий и работающий план ликвидации долгов в школе.

Что нужно сделать перед планированием выхода из учебного кризиса?

1. В первую очередь, взрослым важно осознать, что учебный кризис – это, прежде всего, проблема детей. Здесь не нужно винить себя в том, что вы их «плохо воспитали», «недосмотрели и недоглядели», «слишком рано доверили детям самостоятельное выполнение домашних заданий и сборы в школу», а также во многом другом, что бы вам ни говорили учителя, классное и школьное руководство в школе. В данном случае важно помочь детям справиться с учебными проблемами, а, за одно, научить их «разматывать» клубок проблем. Взрослые, конечно, отведут душу, злясь на детей, и, наказывая их, но толку от этого будет нуль или очень мало.

2. Убедить детей, что нужно выйти из этого кризиса, чтобы продолжить обучение в школе, перейти в следующий класс, получить аттестацию и улучшить оценки там, где дети точно будут аттестованы, и пр. Без желания обеих сторон ничего не получится. Если дети склонны быстро сдаваться при первых же неудачах и трудностях, то стоит либо дружно подумать, как минимизировать «ущерб», либо осознать, что «катастрофа», на самом деле, невелика.

3. Оценить стадию учебного кризиса. Может быть, на время его устранения, детей стоит перевести на дистанционное обучение, наняв тьютора для контроля и наблюдения за ними, чтобы оградить их от нежелательных учителей и одноклассников. Дети ещё не в состоянии проследить и догадаться, что их школьная «долговая яма» всё растёт и растёт. Поэтому, нужно выяснить следующее:

а) Какие претензии к детям есть у учителей, классного и школьного руководства;

б) Узнать, где какие оценки у детей, какие работы не сданы, а домашние задания не выполнены;

в) При лёгкой форме учебного кризиса лучше разговаривать с учителями, классным и школьным руководством очно. Только личное присутствие и общение «рисует» более ясную и правдивую картину.

Как вести разговор с учителями, классным и школьным руководством во время учебного кризиса у детей?

1. Нужно выяснить, какие минимальные требования детям нужно выполнить для получения промежуточной и итоговой аттестации

2. Узнать, можно ли улучшить оценки по предметам, где детям точно «светит» аттестация

3. К какому сроку и в каком виде сдавать обязательные и дополнительные для получения промежуточных и итоговых оценок работы

4. Спросить, кто из учителей-предметников согласен уделить больше времени «кризисным» детям: позаниматься с ними после уроков дополнительно, сделать вместе лабораторную, проектную или творческую работу, дать индивидуальное задание и минимизировать требования к выполняемым работам

5. Узнать, как держать связь с учителями, классным и школьным руководством, и в какие дни и часы можно их увидеть в школе лично

6. Если у детей нет или не хватает каких-либо школьных принадлежностей, то также нужно выяснить, какие именно учебники, тетради, атласы, контурные карты и альбомы нужны по тому или иному предмету

7. Обязательно узнайте о требованиях и пожеланиях к ведению детьми предметных тетрадей

Как подготовиться к ликвидации долгов в школе у детей?

1. Возьмите необходимые распечатки у учителей-предметников с учебным материалом или попросите прислать их на электронный адрес

2. Заведите тетрадь для отметки долгов по каждому предмету. Один предмет должен быть равен одной странице тетради

3. Проведите ревизию школьных принадлежностей детей: всё ли на месте и можно ли вернуть принадлежности, которые были даны одноклассникам на время или забыты у них дома

4. Докупите, возьмите в библиотеке и загрузите из интернета нужные учебники, тетради, атласы, контурные карты и другие пособия

5. Также проведите ревизию школьных тетрадей: докупите недостающие, попредметные листы соберите в хронологическом порядке, скрепите или переплетите, и удалите из них лишние наклейки и рисунки

6. Спросите, кто из одноклассников согласен дать на время конспекты по каждому предмету для сканирования или переписывания. Отсканируйте или перепишите этот конспект в свою тетрадь

7. Купите также к чистым тетрадям ручки, карандаши, фломастеры и маркеры для подчёркиваний и пометок, линейку, транспортир и ластик

8. Проведите ревизию рюкзака. Иногда среди крошек и чернил в нём находятся несданные контурные карты, домашние задания и пробные контрольные и проверочные работы

9. Склейте, оберните, разгладьте и выпрямите всё мятое и рваное. Договоритесь о возвращении чужих школьных принадлежностей их «законным владельцам»

Планирование ликвидации долгов детей в школе

1. Поймите, в каком порядке нужно есть такого огромного слона, и разделите его на логические кусочки. Также определите приемлемые для детей скорость и размер его поедания

2. Сделайте наглядный перечень всех долгов детей в школе, который может поместиться над рабочим столом или кроватью детей, либо на холодильнике. Проведите хронометраж, какие долги нужно закрыть в ближайшее время, а закрытие каких долгов может подождать. Это поможет детям правильно расставить приоритеты, а также грамотно распределить время их труда и отдыха

3. Найдите для ребёнка школьного куратора. Важно, чтобы тот хорошо относился к «кризисному» школьнику. Куратор должен один-три раза в неделю спрашивать у детей, что сдано, а что нет, узнавать о запланированных мероприятиях и необходимой помощи для детей, подойти вместе к учителям-предметникам, которых дети боятся, или которые отказываются договариваться о пересдаче добровольно. При необходимости куратор должен привлечь школьное и классное руководство

4. Оцените здраво собственные ресурсы. Спросите себя, злитесь ли вы, занимаясь с детьми, и, делая с ними уроки, или нет. Если вы способны быстро терять терпение и контроль над собой во время занятий с детьми и выполнения с ними уроков, имеет смысл нанять репетитора, который будет помогать им с учёбой и домашними заданиями. В прямые обязанности такого репетитора входит:

а) Выяснить, что задано «на завтра» и «на понедельник»;

б) Не давать детям увлекаться болтовнёй или перепиской, если они узнают уроки у друзей-одноклассников по телефону и в социальных сетях

в) Добавить к занятиям часть долгов, которая должна быть закрыта в ближайшее время, согласно проведённому с детьми хронометражу

г) Усадить детей заниматься и проверить готовность к уроку: наличие необходимых школьных принадлежностей и пособий по каждому предмету

д) Не давать детям отвлекаться на посторонние мысли, а также следить за их режимом труда и отдыха, не позволять им смотреть телевизор и сидеть за компьютером до завершения всех запланированных на текущий день занятий и сборов детей в школу

е) Обсуждать с родителями детей возникшие проблемы и совместно пытаться их решать

Репетитор и тьютор лучше помогут детям с учебным кризисом быстро сосредоточиться, справиться с прокрастинацией и добиться желаемого результата от этих занятий. Родители, бабушки и дедушки это тоже могут сделать, но, к сожалению, они не всегда отличаются терпением и способностью не раздражаться на детей, а также они часто вынуждены с утра до вечера проводить время на работе.

5. Заложите на этапе планирования дополнительные сроки на случай неудач, болезней, погрешностей, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств. Планы очень редко выполняются «по плану», и нередко способны меняться уже непосредственно в процессе.

6. Составьте расписание занятий с «кризисными» детьми на всю неделю таким образом, чтобы у них чередовались труд и отдых. В это расписание обязательно должны входить:

а) Дни встречи со школьным куратором, классным и школьным руководством, и учителями-предметниками для сдачи долгов

б) Домашние занятия с репетитором и тьютором

в) Дни встречи с родителями и родственниками

г) Дни посещения кружков, факультативов и секций, если они есть

д) Время на отдых, игры и свободную деятельность

Процесс ликвидации долгов

После этапа планирования и составления расписания приступайте уже непосредственно к процессу. Обязательно контролируйте, что удаётся, а что нет, где составленный план работает, а где его нужно корректировать. Как правило, дети, начав заниматься, уже закрывают часть долгов к концу недели, что повышает дальнейшую мотивацию и поднимает настроение.

Если в процессе выяснилось, что ребёнок пишет так же, как произносит, в девятом классе не знает таблицы умножения и таблицы Менделеева, а в конце школьного обучения не умеет писать диктанты, изложения и сочинения, то с учётом этих «открытий» нужно обязательно вносить коррективы в составленный план. Оцените ресурсы, прежде чем разговаривать со школьными учителями, репетитором и тьютором. Если с диктантами, изложениями и сочинениями может помочь репетитор, а с таблицами умножения и Менделеева тьютор, то научиться писать без ошибок за месяц до обязательного экзамена по русскому языку в одиннадцатом классе, задача почти нереальная, и здесь уже нужно разговаривать с учителем-предметником, куратором, классным и школьным руководством о минимальных требованиях к работам для получения «твёрдого» удовлетворительного результата.

Регулярно связывайтесь со куратором, учителями, классным и школьным руководством, а также репетитором и тьютором для домашних занятий с детьми. Обсуждайте, что предстоит сделать завтра и что удалось сделать сегодня. Выясняйте, нужна ли ребёнку на данный момент какая-либо помощь. Также обязательно следите за здоровьем детей и вместе радуйтесь их успехам. Поощряйте детей маленькими радостями за труды и старания.

Даже если у детей пошли положительные сдвиги в выходе из учебного кризиса, не нужно расслабляться и отпускать детей преждевременно. Не потому что они хотят увильнуть от работы или наврать взрослым, а потому что в силу своей ещё несформировавшейся воли и организованности забыть, не догадаться, отодвинуть на второй план ввиду временной неважности и т.п. Ясная и правдивая картина в таких случаях складывается только из личных разговоров со школьными учителями и домашними репетиторами для детей, когда родители и родственники всё сами видят и слышат.

И детям, и взрослым, важно научиться осознавать, что легко не будет, а бросить всё на полпути или «плюнуть» на всё обычно не получается.

Не нужно разовые провалы расценивать как полную неэффективность составленного плана. Если же план реально не работает, дети бурно сопротивляются усаживанию за уроки или не выносят даже душевных разговоров об учёбе и школе, значит у них есть на это какая-то причина, которая может быть в виде психически травмирующей обстановки в школе, неразрешённых или затянувшихся школьных конфликтов, проблем не только с физическим, но и с душевным здоровьем и пр.

Заключение

Во время процесса ликвидации детьми школьных долгов родителям может показаться, что в воспитательных целях запустивших учёбу отпрысков лучше оставить одних с их «катастрофой», чтобы они «понюхали пороха» и больше так не делали. Но такой «воспитательный» метод эффективным не является, особенно со слабовольными и неорганизованными детьми. Лучше поговорите с детьми, что у них получается лучше, а что хуже, что им мешает, а что помогает во время занятий, что дети уже знают и умеют, а что бы им хотелось ещё изучить, и т.д.

Учите детей справляться с большим количеством проблем, пока их цена не слишком высока. Помните, что любой кризис – учебный, финансовый, семейный и др. – всегда является стимулом к росту, развитию и самопознанию, а поражения и фиаско внутренне мотивируют на обучение чему-то новому, анализу неприятной ситуации, поиску новых способов выхода из различных проблем.

И, самое главное, что любой организованный человек с сильной волей способен выбраться наверх из всякой трясины и ямы, ниже которой падать уже некуда.