(продолжение. Предыстория вопроса в первой части)
В середине 90-х, вместе с развитием информационных технологий развивалась и военная мысль. В 1998 году профессор Гартска и вице-адмирал Артур Цибровски впервые выдвинули и обосновали стратегическую концепцию сетецентрических войн. В её основу легли все вышеперечисленные идеи в снятой форме.
В своей армейской составляющей представляет собой новый метод сбора, обработки и передачи информации. В основе данного метода лежит «сетецентрическая модель вычислений». Использование данной информационной технологии позволяет обеспечить действия воинских формирований, объединенных в сетевые структуры, которые за счет использования новейших коммуникационных технологий могут проводить совместные действия на значительном расстоянии между исполнительными и управляющими звеньями. Применяется модульный принцип построения войск. Основу такого построения составляют боевые модули. Предлагается переходить от дивизий в 15-20 тысяч человек к основным боевым элементам в виде небольших бригад (модульные группы) 3-5 тысяч человек. Каждая такая бригада фактически представляет собой автономный боевой модуль, способный к самостоятельному ведению боевых действий.
Другая составляющая, не менее значимая, чем армейская - операции базовых эффектов (ОБЭ). Эта важнейшая концепция во всей данной теории. ОБЭ определяются как «совокупность действий, направленных на формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в ситуации мира, кризиса и войны». За скромной аббревиатурой «ОБЭ» стоит план прямого контроля нового типа, когда управлению подлежат не отдельные субъекты, а их содержание, их мотивации, действия, намерения и т.д.
Концепция ОБЭ построена на уникальной модели современного государства-нации, представляющей собой структуру из пяти концентрических колец.
Центральное кольцо или круг, которое представляет национальных лидеров, наиболее критически важный элемент в военной терминологии, окружено и защищено четырьмя остальными. Второе кольцо - производство, включая различные фабрики, электростанции, нефтезаводы и т.д., которое во время боевых действий является жизненно необходимым для национальной мощи. Государственная инфраструктура – автомобильные шоссе, железные дороги, энергетические линии представляет третье кольцо. Четвертое кольцо - народонаселение. А последним, пятым внешним кольцом, являются вооруженные силы. Ключевой задачей является поражение внутреннего кольцо, из-за чего схема получила название «война изнутри наружу» (Inside-out warfare).
«На стратегическом уровне мы достигнем наших целей, вызывая изменения в одной или более частях физической системы противника, так что противник будет вынужден адаптироваться к нашим целям, или физически не позволить ему выступить против нас. Мы назовем это стратегическим параличом. Какие части системы врага мы будем атаковать (с применением различных видов оружия от взрывчатых веществ до компьютерных вирусов) будет зависеть от того, чего мы хотим достичь, сколько времени враг хочет противостоять нам, какие у него возможности, и каковы наши физические, моральные и политические усилия», – отмечал был полковник ВВС США Джон Уорден в специализированном издании ВВС США Airpower Journal за 1995 г. под названием «Враг как система».
В рамках концепции сетецентрической войны сегодня любой военный конфликт начинается в информационной сфере, с целью подрыва легитимности руководителей государства; воздухе и космосе, обходя непосредственный контакт с сухопутными войсками для подрыва способности армии и народа к сопротивлению, и только добившись превосходства в этих сферах, нарушив коммуникации на земле, дезорганизовав управление, подавив противника, под видом миротворческих операций ведутся военные действия сухопутными войсками.
Как видим, в приоритете уже не война как известная нам форма боевого взаимодействия войск, а психологическая обработка населения, разрушение информационной сферы государства с целью паралича государственных структур, ликвидации национальных лидеров для решения своих политических задач. Ведь если вдуматься, то конечная цель так называемых «миротворческих операций», о которых говорилось выше - тоже решение политических задач с использованием военной силы.
Ряд признаков указывают что сейчас против Республики Беларусь развязана операция именно такого, сетецентрического типа. В этой связи особую роль приобретают информационная составляющая войны, разбираться с которой и искать пути выхода из текущей ситуации для недопущения в будущем такой ситуации мы будем в следующих публикациях.