Найти тему
НИЖЕКРИТИКИ

15- й день каждого авуста.

Удивительно, но я отлично помню этот день 30 лет назад.
- Цой погиб, Цой погиб…
Новости по первому каналу Центрального телевидения об этом сообщили сухой заметкой и перешли к новостям с полей – страда и жатва.
О том, кто такой Цой я конечно знал, но как- то не особо не проникался его песнями. Меня вообще тогда музыка мало интересовала, важнее были какие- то мопеды и велосипеды. Но важно понимать, что тогда было особое время: Союз Советских Совсемнедружественных Республик уже умирал, и на его останках вдруг стали появляться доселе не виданные явления, такие как: польские жвачки, кооперативные ларьки и ни на что не похожая, какая то запредельная русская музыка.

Она появилась ниоткуда и нанесла сокрушающий удар по сознанию тех, до кого могла дотянутся. В авангарде был Цой. Это было странно, так как вовсе не Цой, а БГ должен был стать знаменем той эпохи, ну на крайний случай Кинчев и Шевчук. Ведь БГ родоначальник всего того, что можно назвать «Русским Роком», а Кинчев и Шевчук продолжатели этого великого дела. Но выскочка Цой с самого начала шел вразрез всему: он не играл в рок, он не был алкашом (как Шевчук) и наркоманом (как Кинчев), он просто делал модную музыку того времени и особо не задумывался над текстами. Если послушать его первые альбомы, становится ясно, что он очень хотел делать танцевальную поп- музыку (в рамках того времени и тех вкусов разумеется), и его вот этот самый романтический флер больше всего выразился в альбом «Это не любовь». Скорее всего, он бы так и дальше продолжал, и достиг бы и на этом поприще своего апогея, но что- то произошло, что- то на него так сильно повлияло, что он стал писать песни, силу и влияние которых он, наверное, и сам до конца не понимал. Я думаю, то, что его изменило – это не его какие-то приобретенные навыки, это что- то Свыше. Там, наверное, на него посмотрели, подумали, и решили – давай- ка парень, займись нормальным делом, пой другие песни. И он запел…..
Фильм «Асса» совершенно дурной. Вообще. Историки того времени говорят, что режиссер Соловьев хотел снять модное кино для молодежи и вписался в эту питерскую шатию- братию, с целью «хайпануть» на них, а эти красавцы просто развели его на деньги и славу. Никому не нужный, нищий Африка, говорят, на гонорары от съемок купил дом в Репино. Будучи 10 летним отроком я отсмотрел этот фильм от корки до корки и понял ничего. Зевая, я уже хотел выключить телевизор, и тут меня как током пронзила эта самая, конечная, сцена всего фильма (видео прилагаю). Эти несколько минут просто разорвали меня: я был готов встать и идти куда угодно – на баррикады, на революцию, куда бы ни сказали. Это удивительное свойство: написать песню, которая побуждает к конкретному действию. Не плясать, не трясти головой – а встать и идти, скинув с себя оковы быта и серости. Причем, это все пронизано совершенно позитивной, благодарной энергией, не каким- то черным негативом. И с течением времени заряд этой песни и этой сцены не угас. Эта песня обладает совершенно магическим, шаманским действием – последние события в Беларуси тому подтверждение.
В конце 80-х и начале 90- х музыка «КИНО» была везде и игнорировать ее было невозможно. Можно было слушать «Ласковый Май», но тексты Цоя ты все равно знал бы наизусть. В чем его феномен? Почему по прошествии 30 лет со дня его гибели мы все равно слушаем его песни? Почему они так и не потеряли актуальность и звучат по- прежнему свежо, хотя сыграны и записаны (по нынешним меркам даже дворовые группы играют и записываются в разы круче) архипримитивно? Можно сколько угодно ломать голову над этими вопросами – но никто и никогда не даст на них ответа. Просто потому что это был Цой, просто потому, что он писал самые лучшие песни во всей русской музыке 20 века. И благодарен Богу за то, что я - его современник.