Дезик, Лиса, Мишка и Мишка 2, Чижик, Лиса 2 и Лисичка, Бульба, Рита, Рыжая, Джойна, Пальма, Пума, Жульба, Кнопка, Лайка, Чайка, Пчелка, Мушка.
Люди, снимите шапки перед этими собаками.
Это имена тех, кто не вернулся из полетов. Это собаки, которые своей жизнью строили мост в космос. Помнят о трагический судьбе Лайки, остальные 19 забыты.
В 1949 году СССР приступил к реализации доктрины космической биологии и медицины. План был долгосрочным, многоступенчатым и итогом его был полет человека в космос. Но до того как Гагарин скажет свое знаменитое "Поехали!" пройдут годы. А первым суждено было лететь собакам.
Вернее, стоял выбор между обезьянами и собаками. Но приматы хуже поддавались дрессировке, были более беспокойными и могли выполнить команду, а могли и "задвинуть". Остановились на собаках, обыкновенных дворняжках-бродяжках, которых было множество на улицах послевоенной Москвы. Дворняжки ничего не стоили в финансовом отношении, были понятливы, неприхотливы и доброжелательны.
Но все же критерии отбора были. Отбором собак руководил В. И. Яздовский, подготовкой занимался О. Г. Газенко и о них еще будет разговор. А потом животных отправляли в Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины.
Собаки отбирались ладные, стройные, росточком не больше 35 сантиметров, спокойные, послушные и понятливые. Они должны были лояльно относиться к человеку и не бояться тесных замкнутых помещений. И это было важным условием. В полет они отправлялись в кабинках размерами 60 на 80 сантиметров.
Как к ним относились? Ну, наверное, хорошо. С ними гуляли, их хорошо кормили. У сотрудников института были свои любимцы, которых они баловали. Были любимые собаки у Газенко, у Яздовского, у Александра Серяпина. Гибель каждой воспринималась как личное горе.
Только вот главной была наука. И ставились, ставились опыты над собаками, жесткие, а часто и жестокие. Для наблюдением за состоянием животного во время полета хирургическим путем устанавливались датчики в зоне сердца, сонной, артерии, грудной клетки. Собаки во время экспериментов должны были находиться в очень ограниченном пространстве камеры от нескольких часов до двадцати дней, проходили тренировки в центрифуге и на вибростенде.
Стоит огромный звездолет
Космического флота
Его построил весь народ
Для пробного полета.
Сталь сталевар ему варил,
Маляр покрасил лаком,
Радист приемник смастерил.
Кому лететь?
Собакам!
И наступило 22 июля 1951 года. На баллистической ракете в суборбитальный полет отправились Дезик и Цыган. Полет прошел нормально. Обе собаки вернулись живыми.
Цыган в полетах больше не участвовал. Его, а по некоторым данным и Зиба, забрал к себе домой академик Благонравов. А Дезик вместе с собакой по имени Лиса полетел второй раз. 29 июля обе собаки погибли из-за нераскрывшегося парашюта и открыли длинный список погибших.
Дезик и Лиса - не раскрылся парашют.
Чайка и Лисичка - упала и взорвалась ракета "Восток 8К72". Лисичку очень любил Сергей Королев. Перед полетом он шепнул ей: " Я очень хочу, чтобы ты вернулась живой". Не вернулась. Корабль взорвался на 38 секунде полета.
Пчелка и Мушка - по одной версии улетели в сторону Юпитера и погибли от жары и удушья, по другой - сгорели в плотных слоях атмосферы. Собаки летели на третьем спутнике. Об этом полете вещали все радиостанции СССР, писали все газеты. И сначала все было нормально. А потом Левитан прочитал такое сообщение: "В связи со снижением по нерасчетной траектории корабль-спутник прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы. Последняя ступень ракеты-носителя продолжает движение по прежней орбите.
Из-за неисправности уменьшился тормозной импульс, а траектория спуск оказалась растянутой. Корабль должен был приземлиться где-то за границами СССР. Сработал взрыватель корабля, замкнулась цепь и спутник с животными превратился в груду обломков.
Удовлетворение от эксперимента получили только разработчики системы АПО: им удалось в реальных условиях подтвердить ее работоспособность.
Мишка и Чижик - погибли от удушья.
Лиса и Бульба - разбились при старте ракеты. Лиса была любимицей сотрудника института авиационной медицины Александра Серяпина. Ученый присутствовал при запуске, провожал собаку в ее последний полет, долго и бережно усаживал ее в летательный аппарат "так, чтобы она спокойненько спускалась с высоты 90 километров и обозревала своим взором Землю". Он своими глазами и увидел аварию на высоте 40 километров. В нарушение всех предписаний и инструкций он похоронил Лису в степи, в местах, где он гулял с ней.
Рыжая и Джойна - разгерметизировалась кабина. Животные погибли от удушья.
Пальма и Пушок - разгерметизировалась кабина.
Жульба и Кнопка -погибли при отказе парашютной системы.
Белка и Стрелка (?) По официальной версии вернулись на Землю живыми. По просочившимся на Запад слухам они заживо сгорели в стратосфере и были заменены похожими собаками, которых потом и демонстрировали в клубах, школах и на предприятиях.
Олег Газенко, тот самый, который занимался подготовкой собак забрал к себе вернувшуюся живой Жульку, и она прожила у него 12 лет.
СССР 29 раз запускал собак на геофизических ракетах, 15 собак погибло.
На орбиту страна Советов запускала собак 8 раз, из них погибло 5.
Снимем шапки.
Здесь можно почитать о том, как менялось мое мнение о дворняжках:
Дворняжки, которые заставили мир говорить о себе и История Арса, который стал Сеней