Картинки несоответствующие текстам в книге, и как они забавляют многих блогеров, которые и читать ничего не хотят.
Чрезмерная автономность книжной иллюстрации на рубеже 18 и 19 веков нередко вызывала протесты отдельных авторов (например, Г. Флобера), не желавших, чтобы между их текстами и читателем возникал посредник-художник, который мог не следовать канве повествования, а иногда путал сюжеты.
Иллюстрации к произведениям наиболее популярных авторов зачастую издавались в виде отдельных тетрадей, которые можно было объединять в альбом.
Так произошло в случае опубликования первых сигналимых экземпляров книги И. Г. Георги, где художник напутал в образах представителей российских народностей, предъявив книгоиздателю рисунки с изображением типичной славянки, которую выдали к случаю за кабардинку, а также смешав образы татарина и опять же кабардинца. Так с этими рисунками и был изданы первые экземпляры книги Георги на немецком языке, ну, а потом, как говорят, «пошло, поехало». Тем не менее, текстовые описания традиционной одежды кавказских народов, в частности черкесов и кабардинцев, позволяют заметить данный подвох.
Тут и школьнику без искусствоведческой экспертизы ясно.
1799 год
Книга с иллюстрациями «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Часть 2.», Автор Иоганн Готлиб Георги,
Год издания 1799, г. Санкт-Петербург
Издательство Императорская Академия Наук
🔷
«...Сами себя и землю свою называют они Адыги; Россияне же и Грузины, так же и Татары называют их Черкесами или Черкесианами, а землю их Черкессией. Германцы именуют их Черкасами. Сами по себе составляют они многочисленный народ, могущий поставить на войну около 20,000 конников...»
«...Черкессия лежит в северной стороне Кавказа , и занимает лощины около вершин тех гор от Черного моря и по Кубане до устьев Терека. Прежде всего и острова на устьях Кубани принадлежали Черкесам, от чего и назывались они Адыгами, то есть Островитянами. Черкесская земля заключает в себе реки Кубань, Куму и Терек; граничит к востоку с Татарскими уездами; к югу с Абхазией и Осетией; к западу прилегает к морю ; а к северу имеет у себя Российская гравнцы. Разделяется на следующие уезды: 1. большая западная, 2, малая восточная Кабарда, которые разделяются друг oт друга течением Терека, жители обоих сих уездов называются Кабардинцами; 3, уезд Бесланей; 4. Tемергоевский, 5. Mахошевский; , 6. Адамийский, лежащие все по Кубанским истокам...»
(Страница N56, глава «Черкесы», абзацы N1-2)
🔷
«...Мужское их одеяние весьма красиво. Голову бреют оставляя на верху небольшой хохолок; бороду также бреют, но усы отращивают, шапки их к верху шире, нежели у опушки, которая бывает обыкновенно из овчинки, и верх украшают какой-нибудь вышивкой или кистью. Нижнее платье суконное или шелковое по ниже колена и подпоясано кушаком, и ковое сабельной портупеей. Широкие портки; сафьянные сапоги. Верхнее платье суконное или шуба. В полном наряде являются они вооруженными кинжалом, саблею, колчаном, луком, стрелами и огнестрельным оружием; а при том надевают на себя панцырь и выезжают на богатоубранной лошади. Сверх всего накидывают они на себя войлочную епанчу так, что левая рука ею закрыmа, а правая свободна. Народ сей весьма храбр и отважен. Женская одежда разнится очень мало от прочих Кавказцев. Девицы их одеваются очень легко и весьма чисто и опрятно...»
(Страница N56, глава «Черкесы», абзац N2)
🔷
«...В одеянии не больше у них отличай, как и у нас. Все носят долгое Восточное платье, бреют голову. оставляют нарочито большой хохол. На приодевшемся чистенько Кабардинце белье бывает изрядное, штаны широкие, сапоги сафьянные, долгое шелковое поясом подтянутое нижнее одеяние, долгое верьхнее платье, у коего рукава с прорехами и закидываются назад, из тонкого сукна или шелковой материи, богатая скуфейка и плоская шапка, которая в верху шире, нежели около околыша. Редко случается, чтобы не было у него привешен к поясу верхнего платья кинжал, и чтобы он не перепоясан был саблей, которая обыкновенно висит на ремешках. А когда надобно вооружиться, то надевает панцирь, перепоясывает саблю, и берет копье, лук или ружье. Бедные шьют себе одеяние из бумажной материи или сукна собственного своего рукоделия...»
(Страница N72, глава «Грузинцы», абзац N2)
🔹
«...Кабардинка носит рубаху, штаны, камзолы и кафтаны с рукавами и без оных, зимою шубу, которая достает до самых икр, серьги, ожерелье, и покрывает голову Татарскою фатой (Тастаръ), которою, когда идет со двора, занавешивает у себя лицо. Весь их наряд, смотря по достатком мужей или отцов, так, как и по собственной их суетности, бывает весьма неравной цены...»
(Страница N72, глава «Грузинцы», абзац N3)
🔷
«...Черкесы, которые во всем до жития касающемся, имеют преимущество пред прочими Кавказскими народами, живут и так же получше и наблюдают в жилищах своих больше, нежели их соседи, оnрятность...»
(Страница N70, глава «Грузинцы»)
Ссылка на аутентичное издание И.Г. Георги:
https://runivers.ru/bookreader/book453808/#page/104/mode/1up
🔷📖
Профессор Иоганн Готлиб Георги (1729-1802) — член Российской, Королевской прусской, Римско-императорской и ряда других академий наук. Путешествовал по Сибири и Кавказу с академиками Лапласом и Фальком. При написании своей книги пользовался сочинениями Миллера, Гмелина, Крашенинникова, Лапласа, Фишера, других ученых. Его книга была издана в Санкт-Петербурге в 1766 году на немецком языке, а в 1799 году — на русском языке.