Я — Дмитрий Кирилов, дизайнер.
Моё индейское имя — «всюду сующий свой нос».
Я успел залезть в верстку, скрипты, SQL, аналитику, маркетинг, экономику и бог знает куда еще, но нигде не могу назвать себя крутым специалистом.
Недавно я узнал, что это может быть хорошей конфигурацией для продакт-менеджера, и пошел в акселератор.
В этой статье я разберу те вопросы, которые оказались для меня не раскрытыми, и предложу своё решение — а точнее, план по его реализации.
Надеюсь, этот цикл (да) статей и финальный результат помогут и начинающим, и практикующим продактам в быстрой, но более точной оценке своих идей.
Юнит-анализ
В акселераторе мы искали гипотезы, закладывали исходные данные в таблицы Spreadsheets для расчета, и делали выводы о целесообразности.
Мне эти таблицы всегда казались чересчур упрощенными, они показывали лишь часть данных и упускали очень, как мне кажется, важные моменты.
Время на разработку
Большинство расчетов, которые мы обсуждали на ежедневных созвонах, не предусматривало такого важного параметра.
По сути, это период накапливания огромного долга — когда деньги на разработку продукта и содержание команды уже тратятся, а ни одного клиента еще нет, как и доходов.
Учитывая, что этот «долг» придется отдавать обратно, можно получить неплохую корректировку к срокам окупаемости и общей прибыльности проекта.
Ограничения производительности
Безусловно, мы их рассматривали, но только в контексте «бутылочного горлышка» — то есть, что «менеджер не может оформить больше 10 клиентов в день, и это наше узкое место».
Странно, что количество этих условных менеджеров (и затрат на них) не было напрямую привязано к количеству клиентов для более полной картины.
Кассовые разрывы
Допустим, вы потратили на содержание продукта в этом месяце миллион, а заработали полтора.
Казалось бы, вы в плюсе на полмиллиона и вам уже не нужны заемные средства (которые не бесплатные), но это не совсем так.
Ваши затраты распределены по месяцу неравномерно, как и ваша выручка. Вполне может сложиться ситуация, когда вам надо платить по счетам, но еще не чем — деньги будут немного позже.
Так и формируется кассовый разрыв, на покрытие которого тоже нужны внешние средства.
«Небесплатность» вложений
Если вы продакт и берете деньги не у банка, а у фирмы-работодателя, это не делает средства бесплатными.
Сколько процентов заработает компания, если вложит эти деньги не в ваш проект, а в рекламу существующего?
Это число и будет вашим процентом на заемные средства и нулевой точкой при расчете прибыльности проекта относительно других направлений.
Угадывание (или «поиск») решений вместо вычисления
Когда у нас не сходилась экономика, мы начинали играть числами — «а что, если цену юнита поднять на тысячу рублей? А на две?».
Я не уверен, что это можно назвать поиском решений для модели.
Это перебор значений в поисках наиболее удачных комбинаций.
Почему бы таблице самой не предложить нам варианты? Зачем нам отбирать работу у формул и подбирать комбинации вручную?
Это же быстрый анализ, зачем это здесь?
Я не думаю, что можно настолько сильно пренебречь точностью анализа в угоду скорости.
В действительности, таблицы почти всегда пересчитывают значения мгновенно, вне зависимости от сложности формул и взаимосвязей.
Почему бы не воспользоваться этим свойством и не усложнить вычисления?
Так я придумал таблицу-монстра, которую попытаюсь составить в обозримом будущем и предложить для использования и сокурсникам в акселераторе, и всем желающим.
Что дальше?
Формат Яндекс.Дзена предусматривает короткие статьи, не претендующие на диссертацию — поэтому у меня запланирован цикл, где каждая раскрывает свою тему, а табличка постепенно обретает контуры и оживает.
Сегодня я постарался объяснить ключевую проблематику, которая подтолкнула меня к выбору темы для своих публикаций.
Можно считать, что эта статья не дает ответов — но она задает правильные вопросы.
Вот что мы рассмотрим в следующих выпусках:
- Таблица в роли справочника: не забыть хотя бы о своей зарплате;
- Упрощаем сбор вводных, делаем его наглядным;
- Вычисления во времени: как и зачем, и почему нельзя обойтись итогами за год;
- Spreadsheets на максималках: прозрачность Nocode-подхода, щепотка магии SQL (query);
- Формулы вместо перебора вариантов;
- Очеловечиваем полученные числа для продакта и для его ЛПР: как получить начинку для презентации прямо в расчетах.
Есть замечания, идеи, предложения или фичи для таблицы?
Буду рад получить их на dmkirilov@mail.ru, или же в телеграме @dmkirilov.
Всего доброго, и до встречи в следующем выпуске!