Найти тему
Семена счастья

Как мы гуляли по осенним лугам Ингерманландии...

Поля недалеко от деревни Скворицы
Поля недалеко от деревни Скворицы

Последние тёплые деньки октября. По краям полей повторно зацвёл рапс. Такой задорный и зелёненький, как будто решил, что вместо осени пришла вторая весна. Мы решили прогуляться по окрестностям. Живем здесь давно, но никогда не бывали в некоторых близлежащих деревнях, например, в Скворицах. Туда и отправились. Краеведческая фитнесс-прогулка)

Дорога от деревни Кезелево до деревни Скворицы
Дорога от деревни Кезелево до деревни Скворицы

Дорога симпатичная от нашего садоводства к Скворицам . Вокруг бескрайние поля. Облака в этих местах всегда особенные, низкие, какие-то даже волшебные. Кажется, что можно вот так легко на одно из них запрыгнуть и дальше по ним скакать с одного на другое:)

Поля недалеко от деревни Скворицы
Поля недалеко от деревни Скворицы

Мы, петербуржцы, как-то редко вспоминаем об этом, но когда-то на этих землях жили ингерманландские финны. К сожалению, сейчас их осталось очень-очень мало. Кто же эти загадочные ингерманландцы?

Этническая группа финнов-ингерманландцев сложилась в результате переселения шведской администрацией на земли, отошедшие к Швеции после Русско-шведской войны 1610-1617 годов.

После 1675 года северная и центральная Ингерманландия (Ингрия) становится лютеранской и финноязычной. Шведские власти проводили принудительную лютеранизацию местного православного населения (карелов, ижор, вожан, русских), поэтому большая его часть вынуждена была отсюда бежать. Переселённые на их место эвремейсы и савакоты сформировали на новых для себя землях своеобразную субэтническую культуру. При этом неправильно думать, что все ингерманландцы — это исключительно переселенцы. В те времена определяющим этническим фактором была именно вера. К концу XVII века насчитывалось 3000 ижорских и водских семей, принявших лютеранство, что составляло около 12—15 тыс. человек. Эти финноязычные ижоры и вожане, принявшие лютеранство, тоже стали частью ингерманландского этноса.

Одним словом, своими корнями современный ингерманландский этнос восходит ко всем четырём образовавшим его народностям — ижорам, води, савакотам и эвремейсам.

Поля недалеко от деревни Скворицы
Поля недалеко от деревни Скворицы

Сейчас в это трудно поверить, но даже в начале 19 века окру́га Петербурга была почти исключительно финноязычной. К началу 20 века существовали два крупных района с высокой долей финского населения:

  • ингерманландская часть Карельского перешейка;
  • район к юго-западу от Петербурга, примерно вдоль линии Петергоф-Красное Село-Гатчина.

Также существовал и ряд более мелких районов, где ингерманландское население безраздельно преобладало (Кургальский полуостров, Колтушская возвышенность и др.). В остальной части Ингрии ингерманландцы проживали вместе с русскими, а в ряде мест, например, на Ижорской возвышенности, и с эстонским населением.

Поля недалеко от деревни Скворицы
Поля недалеко от деревни Скворицы

В 1917 году в Ингерманландии проживало около 160 000 финнов (как местных, так и выходцев из Финляндии). Из них примерно 140 000 были лютеранами.

Во время Гражданской войны в приграничном с Финляндией районе беженцы-ингеманландцы создали республику- Северную Ингрию. Республика площадью около 30 км² фактически отделилась от Советской России и просуществовала, управляя частью Петроградского уезда, с 1919 по 1920 год.

После амнистии, принятой отдельным заявлением советской делегации на мирных переговорах в Тарту, большинство ингерманландских беженцев вернулись в Советскую Россию, однако часть их осталась в Финляндии, другая — перебралась в Эстонию, где в 1934 году, по данным переписи, проживали 1088 ингерманландских финнов. Эта единственная предпринятая ингерманландцами попытка национального самоопределения послужила в дальнейшем поводом для советской власти воспринимать ингерманландцев как неблагонадёжный элемент.

А вот и виднеется деревня Скворицы. Красиво!

деревня Скворицы
деревня Скворицы