Последние тёплые деньки октября. По краям полей повторно зацвёл рапс. Такой задорный и зелёненький, как будто решил, что вместо осени пришла вторая весна. Мы решили прогуляться по окрестностям. Живем здесь давно, но никогда не бывали в некоторых близлежащих деревнях, например, в Скворицах. Туда и отправились. Краеведческая фитнесс-прогулка)
Дорога симпатичная от нашего садоводства к Скворицам . Вокруг бескрайние поля. Облака в этих местах всегда особенные, низкие, какие-то даже волшебные. Кажется, что можно вот так легко на одно из них запрыгнуть и дальше по ним скакать с одного на другое:)
Мы, петербуржцы, как-то редко вспоминаем об этом, но когда-то на этих землях жили ингерманландские финны. К сожалению, сейчас их осталось очень-очень мало. Кто же эти загадочные ингерманландцы?
Этническая группа финнов-ингерманландцев сложилась в результате переселения шведской администрацией на земли, отошедшие к Швеции после Русско-шведской войны 1610-1617 годов.
После 1675 года северная и центральная Ингерманландия (Ингрия) становится лютеранской и финноязычной. Шведские власти проводили принудительную лютеранизацию местного православного населения (карелов, ижор, вожан, русских), поэтому большая его часть вынуждена была отсюда бежать. Переселённые на их место эвремейсы и савакоты сформировали на новых для себя землях своеобразную субэтническую культуру. При этом неправильно думать, что все ингерманландцы — это исключительно переселенцы. В те времена определяющим этническим фактором была именно вера. К концу XVII века насчитывалось 3000 ижорских и водских семей, принявших лютеранство, что составляло около 12—15 тыс. человек. Эти финноязычные ижоры и вожане, принявшие лютеранство, тоже стали частью ингерманландского этноса.
Одним словом, своими корнями современный ингерманландский этнос восходит ко всем четырём образовавшим его народностям — ижорам, води, савакотам и эвремейсам.
Сейчас в это трудно поверить, но даже в начале 19 века окру́га Петербурга была почти исключительно финноязычной. К началу 20 века существовали два крупных района с высокой долей финского населения:
- ингерманландская часть Карельского перешейка;
- район к юго-западу от Петербурга, примерно вдоль линии Петергоф-Красное Село-Гатчина.
Также существовал и ряд более мелких районов, где ингерманландское население безраздельно преобладало (Кургальский полуостров, Колтушская возвышенность и др.). В остальной части Ингрии ингерманландцы проживали вместе с русскими, а в ряде мест, например, на Ижорской возвышенности, и с эстонским населением.
В 1917 году в Ингерманландии проживало около 160 000 финнов (как местных, так и выходцев из Финляндии). Из них примерно 140 000 были лютеранами.
Во время Гражданской войны в приграничном с Финляндией районе беженцы-ингеманландцы создали республику- Северную Ингрию. Республика площадью около 30 км² фактически отделилась от Советской России и просуществовала, управляя частью Петроградского уезда, с 1919 по 1920 год.
После амнистии, принятой отдельным заявлением советской делегации на мирных переговорах в Тарту, большинство ингерманландских беженцев вернулись в Советскую Россию, однако часть их осталась в Финляндии, другая — перебралась в Эстонию, где в 1934 году, по данным переписи, проживали 1088 ингерманландских финнов. Эта единственная предпринятая ингерманландцами попытка национального самоопределения послужила в дальнейшем поводом для советской власти воспринимать ингерманландцев как неблагонадёжный элемент.
А вот и виднеется деревня Скворицы. Красиво!