Найти тему
Машин Learning

Программирование для детей и не только

Всем привет! Мне кажется достаточно очевидным, что через 10 лет владение каким-либо языком программирования будет такой же необходимостью как знание английского языка сегодня. Вне зависимости от того в какой области и над какими проектами ты работаешь. Поэтому сегодня расскажу о языке Scratch (Скреч), кодить на котором будет интересно не только детям, но и взрослым.Scratch - это визуалный язык программирование, где программы строятся из блоков. Например, программа "Hello, World!" здесь выглядит так (если не читал статью о "Hello, World!" тебе сюда):

"Hello, World!"


Итак, с чего же начать? Открываем ссылку
Scratch (советуют использовать Chrome, но это не точно), нажимаем "Start Сreating" и можем начинать творить. Среда, в которой мы будем программировать, выглядит следующим образом:

-2

Слева расположены блоки, с помощью которых мы будем создавать программу. По центру - пустой лист - место для кода. Справа находятся объекты, которые будут исполнять нашу программу. При открытии странички, всегда возникает туториал, с которым достаточно интересно ознакомиться.

Давайте попробуем написать какую-нибудь программу. Только должна вас предупредить, вначале потребуется немножко терпения, но как только вы запомните где расположены разные блоки и поймёте логику их расположения, всё станет МЕГА увлекательно.

Для начала, попросим котика сказать Хэлло. Первым делом, необходимо сообщить программе, когда начать исполнение. Поэтому в разделе Events выбираем блок "when ... click" и перетаскиваем его в рабочую область. Затем в разделе Looks ищем блок !say Hello! и подстраиваем его к первому блоку. Для исполнения программы нажимаем зелёный флажок в правой части экрана:

-3

Программа складывается как пазл - невозможно соединить блоки, формы которых не соответствуют друг другу. Теперь, немножко усложним наш код. Хотелось бы, чтобы котик узнал моё имя и поздоровался. Для этого добавим блок "ask what is your name" из раздела Sensing. При исполнии этого блока котик спросит ваше имя и будет ждать ответа в строке ввода:

-4

Ну а теперь добавим блок, при исполнении которого котик скажет Hello и добавит имя из строки ввода. Снова берём блок "say", но вместо овального блока "Hello!" добавляем блок "join" из группы объектов Operators. Этот блок соединяет два буквенных выражения в одно. Нашим первым буквенным выражением будет "Hello!", а вторым - ваш ответ из строки ввода (блок answer из группы Sensing). В результате, наш код будет выглядить следующим образом:

-5

Первая программа на Scratch

Давайте попробуем написать чуть более сложную программу. Действующие лица: котик, слон и мяч. Ситуация следующая: котик дома играет с мячиком, который постоянно от него убегает. А слон крайне недоволен когда ему мешают стоять посреди комнаты.

Для начала, создадим пространство и действующих лиц. Это можно сделать с помощью кнопок в правом углу:

-6

Сцена действия выглядит следующим образом:

-7

Теперь нужно проинструктировать каждый объект о его действиях. Начнём с мячика. Переключаемся на иконку мячика в нижнем левом окне. А затем, прописываем рандомное движение мячика по комнате.
повторяй бесконечно следующие действия:
1. переместись в случайную точку
2. ничего не делай 0.5 секунды.

-8

Затем пропишем действия котика. Котиком будем управлять мы, с помощью мыши, перемещая его в точку нахожедния мячика (так мы будем имитировать попытку поймать мяч). В случае, если котик столкнётся со слоном, он должен сказать "Сорри!", в случае поимки мячика - должен мяукнуть. Тогда наш код:
повторяй бесконечно следующие действия:
1. иди в точку нахождения мыши
2. если дотронулся слона, скажи "Sorry!"
3. если дотронулся мяча, проиграй звук "Meow"

-9

Обратите внимание, что в этой программе мы использовали звуковой эффект. Его можно добавить во вкладке Sounds:

-10

Далее переключаемся на слона. Здесь нужно отметить, что этот объект имеет два вида: "улыбающийся слон" и "слон, издающий звук". В рамках Scratch эти виды называются "костюмами". Поэтому, в самом начале программы определим какой костюм должен быть при старте, а затем пропишем действия слона.
смени костюм на первый
повторяй бесконечно следующие действия:
1. если дотронешься кота или мяча:
1.1. смени костюм
1.2. проиграй звук клаксона автомобиля
1.3. смени костюм на первоначальный

-11

Результат исполнения программы будет выглядить так:

-12

Ну как то так. Придумывайте и пишите свои сценарии и игры с помощью Scratch. Подписывайтесь на мой телеграм канал. Вопросы, пожелания надеюсь увидеть в комментариях.