Секрет простого объяснения
Многим детям в школе сложно дается тема сложения чисел с переходом через десяток. Но на самом деле она проста даже для дошкольника, секрет кроется в наглядном изложении. Дело в том, что у детей данного возраста еще хорошо развито наглядно-образное мышление, а традиционно объяснение часто опирается на абстрактное мышление и осуществляется с помощью цифровой записи числа. Поэтому и возникают трудности. А бывает, некоторые взрослые и не пытаются ничего объяснять, а идут по более «простому» пути – заучивают с ребенком таблицу сложения и вычитания в пределах 20-ти. Но этот «простой», сточки зрения взрослого путь, часто усложняет жизнь ребенку. Во-первых, не каждому легко дается заучивание примеров. Во-вторых, польза механического заучивания сомнительная, так как, память от подобных упражнений не улучшается, ведь для того, чтобы добиться действительного улучшения памяти психологи используют совершенно другие приемы. Поэтому более рационально не заставлять механически заучивать материал, а показать общий принцип, которым ребенок сможет легко воспользоваться. Лучшее время для объяснения – пред поступлением в школу, чтобы предупредить проблему.
Подготовительный этап
Нам понадобятся крышечки от фрутоняни скрепленные в форме двух елочек (если крышечек под ругой нет, рисуем круги на бумаге в форме треугольника). Одна елочка должна состоять из десяти крышечек. Попросите ребенка пересчитать, из какого количества крышечек составлена каждая елочка. Затем скажите, что будем украшать елочки новогодними шарами и пересчитывать шары. Для этого можно использовать бусины двух цветов (для нарисованных елочек на бумаге используем плоские круги-фишки или монеты).
Прежде чем перейти непосредственно к объяснению, убедитесь, что ребенок легко определяет «сколько не хватает до десяти». При затруднении выложите на одну елочку шары. Ребенок должен увидеть и сказать, сколько не хватает до десяти.
Следующим важным подготовительным моментом является умение к десяти прибавлять меньшее число. Например, 10+4.
Ребенок выкладывает в левую елочку 10 шаров, а в правую – 4. Затем пересчитывает шары и убеждается, что их 14. Задание следует повторить несколько раз с другими примерами.
Дальше наша задача донести до ребенка, что при сложении 10-ти с меньшим числом прослеживается определенная логика. Это нужно для того, чтобы он не пересчитывал каждый раз фишки, а устно мог сказать, что к десяти прибавить один будет одиннадцать, два – двенадцать, пять - пятнадцать и так далее (обратите его внимание на выделенные слова и части слов). Когда ребенок это поймет, можно переходить к основному этапу.
Методика сложения
Итак, например, вычислим 5+7.
На левую «елочку» «вешаем» 5 желтых шаров (выкладываем 5 бусин), на правую – «вешаем» 7 красных (выкладываем 7 бусин). Далее спрашиваем: сколько не хватает шаров на левой «елочке» до 10? (пять)
Переложи из ПРАВОЙ «елочки» в ЛЕВУЮ 5 шаров. Сколько осталось на ПРАВОЙ? (2) Сколько стало на ЛЕВОЙ елочке (10)?
Прибавим 10+2 = 12, значит 5+7 = 12. Обязательно попросите ребенка пересчитать шары на двух елочках, чтобы он убедился, что их действительно 12.
Упражнение следует повторять до тех пор, пока ребенок не поймет принцип и не научится делать вычисления устно. Наглядное решение можно оформлять числовыми карточками или записывать примеры на листочке.