Найти тему

Социальные сети — не бесплатны, и я это докажу

Практически у каждого из нас есть страницы в социальных сетях — в Инстаграме, В Фэйсбуке, во ВКонтакте, в ТикТоке. Не каждый выкладывает что-то, но хотя бы пустой аккаунт есть у всех современных пользователей интернета — это факт.

Между тем, хоть мы и пользуемся социальными сетями, мы всё еще не научились понимать, как они работают и за счёт чего они функционируют.

Отдельные люди считают, что они пользуются социальными сетями бесплатно — это утверждение не совсем верно, а точнее — в корне неверно. Сейчас я вам это докажу.

Бизнес-модель социальных сетей

У каждого бизнеса есть своя модель развития, и самое главное — модель извлечения из него дохода. Где-то эти модели простые: купи-продай (ритейл) или окажи услугу-возьми деньги. Но не со всеми отраслями, так просто, и тем более — в IT.

Инстаграмом пользуется больше миллиарда людей. Фэйсбуком и ВКонтакте — сотни миллионов. Десятки миллионов юзеров зарегистрированы и активны в ТикТоке, на ЛинкедИне и в других социальных сетях.

Работа социальных сетей требует денег

Естественно, чтобы обеспечить функционал всего этого, нужно много денег. Чтобы сообщения отсылались, а фотографии и видеозаписи были в сохранности, нужно много серверов, компьютерной мощности и огромный интернет-канал. Всё это есть у социальных сетей, и обслуживание обходится в сотни миллионов (а то и миллиардов) долларов.

Логично задаться вопросом — откуда же берутся деньги? Наивно полагать, что вся эта инфраструктура спонсируется только правительством, либо какими-то добрыми дядями-капиталистами по доброй воле. Нет, социальные сети — это не благотворительность, а серьезнейший инструмент для извлечения прибыли из пользователей.

Как зарабатывают деньги на соцсетях?

Если вкратце, то основная статья доходов — персональные данные пользователей и реклама.

Ну, с рекламой вроде бы всё понятно, да? Условная компания по производству газировок пустила рекламу, все её видят, ведь так?

Нет, совсем не так! Основной способ рекламы в соцсетях — таргет. Иными словами, реклама показывается тем людям, которые могут стать потенциальными покупателями товара или клиентами компании.

Откуда же берется выборка нужных людей?

Из выводов о персональных данных!

Пользователи социальных сетей указывают свой возраст, пол, имя, город проживания и другую личную информацию. Кроме того, они постят фотографии: с отдыха заграницей, со своими домашними животными, с детьми, со своим автомобилем — вся эта информация автоматически считывается алгоритмами соцсети, и потом собирается досье на каждого пользователя.

Исходя из сформированного профиля конкретного пользователя, делаются выводы о его семейном статусе, финансовом положении, предпочтениях, увлечениях. Далее его профиль размещается в определенной выборке. К примеру — молодые мамы.

Что происходит дальше? Когда производитель подгузников или детских смесей хочет разместить рекламу, он настраивает рекламу в социальной сети таким образом, чтобы её показывали только молодым матерям. Производитель экономит на рекламе и показывает товары только подходящей аудитории, а социальная сеть — зарабатывает на наших данных.

Плохо ли это?

Я считаю, что ничего ужасного в этом нет — социальные сети приносят ощутимую пользу людям и расширяют границы общения. При этом, зарабатывать создателям тоже как-то нужно — вот и делают это на персональных данных.

Не забываем так же и о том, что деятельность соцсетей достаточно прозрачна: о том, что она собирает ПД, говорится в условиях использования и политики конфиденциальности. Более того, мы ведь сами и рассказываем всё о себе.

Соответственно, причин для беспокойства быть не должно. Не хотите делиться информацией с соцсетями — не пользуйтесь ими. Нужен этот иструмент — пользуйтесь.

А риски есть?

Бывают.

Например — соцсети использовались для манипуляции общественным мнением и влияния на выборы. Помните скандал с "фабрикой троллей" или Cambridge Analytica? То-то и оно.

Часто случаются и утечки данных, когда данные о пользователях утекают в открытый доступ. В целом, информация и так открыта (если профиль пользователя открыт). Проблема тут только в том, что в сеть сливают целые базы данных, что не есть хорошо.

А какой вывод?

Если вам это интересно — углубляйтесь в эту тему подробнее.

Я лишь хотел доказать на деле, что социальная сеть — это инструмент для заработка на пользователях. Это факт, который нужно принять. Это не плохо, но и не хорошо. Говорить о том, что соцсети бесплатные — по меньшей мере глупо.

Не ошибайтесь в ключевых вопросах!