Шведскую рок-группу «Europe» часто относят к «группам одного хита». Эта избитая фраза подходит для характеристики музыкантов, собравшихся в студии на пару часов, сделавших песню и больше ничем в музыкальной культуре не замеченных. В лучшем случае так можно окрестить группу, выпустившую несколько песен, из которых лишь одна «выстрелила». Но к всемирно известной команде, чья история насчитывает несколько десятилетий, а дискография – десяток добротных альбомов, этот стереотипный ярлык применять, как минимум, некорректно. А именно таков бэкграунд героев нашего сегодняшнего разговора. Во второй половине 80-х годов группа “Europe” гремела на весь мир, играя умеренно тяжелую музыку, размещающуюся в пространстве между хард-н-хэви и глэм-металлом. После продолжительного перерыва в 90-е коллектив вновь собрался в начале нового тысячелетия и по сей день делает неплохую рок-музыку. Самый свежий релиз группы датируется 2017 годом.
Триумфальное восхождение и обретение всенародной славы этого коллектива началось с «Финального отсчета». Так на русский язык переводится название бессмертного хита «The Final Countdown», с которым группа неразрывно ассоциируется. У «визитных карточек», песен-символов, ставших олицетворением коллектива, есть ещё одна функция – обратить внимание общественности на остальное их творчество. Именно так мы и поступим. Отталкиваясь от главного хита, вспомним другие яркие работы коллектива. Речь пойдет только о раннем этапе творчества (1979-1992), до ухода команды на продолжительный перерыв.
Общественное восприятие группы Europe строится на двух противоположных позициях. Первая касается тех, кто кроме «The Final Countdown» ничего не знает. Вторая же, наоборот, представляет «Европу» как «главных шведов» в истории мировой тяжелой музыки. С точки зрения современного меломана это утверждение может показаться странным, ведь Швеция, как и её соседи по Скандинавскому полуострову, славится очень мощной тяжелой сценой. В последние три десятилетия «скандинавский металл» стал своего рода брендом в мире тяжелой музыки. А вот в 80-е, когда мировой музыкальной общественности явилась команда «Europe» их скандинавская родина ассоциировалась, скорее, со звездами поп-музыки, или, как бы сказали в те годы «зарубежной эстрады». Патлатые парни из Стокгольма, вдохновленные британо-американской традицией хард-рока и хэви-металла, по степени популярности и коммерческого успеха оказались с ними в одном ряду. В этом смысле «Europe», действительно, можно считать одной из первых прославленных скандинавских групп, предвосхитивших рассвет рока и металла в регионе.
От одного из моих коллег – музыкальных блогеров я услышал такую фразу: «Все главные свои вещи группа выпустила примерно одновременно с «The Final Countdown», и она их просто затмила».
С одной стороны, утверждение спорно, ведь представление о главных хитах у каждого меломана своё, и зачастую для знатоков творчества коллектива самая известная песня отнюдь не является самой любимой. И в отношении «Финального отчета» часто встречаются именно такие мнения.
Тем не менее, по признанию многих меломанов и критиков наиболее хитовым и ярким для группы оказался тот период, когда на весь мир заиграл узнаваемый маршевый проигрыш «The Final Countdown».
Кстати, именно с написания этого инструментального мелодического фрагмента и начался будущий хит, на его основе Темпест написал текст и мелодию. Изначально планировалось, что песня станет «открывашкой концертов», музыканты не планировали выпускать даже сингл песни. Однако солист вовремя распознал «хитовый потенциал» и настоял на включении произведения в альбом, который она и озаглавила. Пластинка «The Final Countdown», датированная 1986 годом, стала третьей в дискографии коллектива и первой, снискавшей большой успех. Как раз к этому периоду сформировался узнаваемый стиль коллектива, большую роль в звучании стали играть клавишные инструменты, обрамляющие характерные риффы и добавляющие произведениям особой атмосферы. Одной из ярчайших фишек, благодаря которой группа запомнилась и полюбилась, стала узнаваемая манера Джоуи Темпеста, раскрывшаяся на данном релизе.
Ряд критиков и простых слушателей отмечали, что весь этот альбом хитовый - от начала и до конца. Выделить на нём основные хиты, кроме, конечно, заглавного, сложно. В русскоязычных источниках чаще других вспоминают три композиции: наряду с «The Final Countdown» это «Rock the Nigth» и «Carrie».
Первая – энергичная бойкая композиция, с приятными уху любителей харда риффами и ярко выраженным фрагментом в припеве, который моментально врезается в память. «Carrie» – проникновенная рок-баллада. Особого шарма песне добавляют обширные клавишные вставки и чувственный вокал солиста.
Кстати, это единственная песня альбома, где Темпест выступил не единоличным автором. Она написана совместно с Миком Микаэле, который занял место за клавишами в составе группы.
Советскому слушателю названные песни стали хорошо известны в том числе и потому, что именно их группа исполнила в 1987 году на нашем телевидении в программе «Утренняя почта», в рамках недолго существовавшего совместного проекта двух стран – «Лестница Якоба» в гостях у Утренней почты». Для многих наших соотечественников именно с этой программой связано открытие группы «Еurope»
Вспоминая альбом «The Final Countdown», нельзя оставить без внимания и хит «Charokee».
И до, и после выхода знаковой пластинки группа создала немало интересных, достойных внимания произведений.
Первый одноименный коллективу альбом «Europe», вышедший в 1982 году, не снискал особого успеха. Стилистически пластинка отличалась от последующих работ коллектива. Начинали шведские музыканты с вполне себе традиционного хард-рока «британского образца». Одним из ориентиров и вдохновителей, вероятно, стали «Deep Purple». Есть информация, что название, прославившее шведский коллектив, было отыскано на одном из альбомов легендарных британцев. В честь континента группа окрестила себя в 1982 году, до этого музыканты работали под названием «Force». В начале творческого пути музыканты долго не могли «попасть в струю». Звукозаписывающие компании смущал имидж участников коллектива и его «англо-ориентированность». Неоднократно группу призывали писать и петь на родном языке. Однако, «европейцы» гнули свою линию и в конце-концов громко заявили о себе.
В контексте дальнейшего творчества первый альбом обычно именуют «не особо примечательным». Это спорно. Любителей хард-рока эта пластинка вполне может заинтересовать. На ней появилось несколько заметных произведений, оставшихся в памяти меломанов. Хитом, неоднократно издаваемым в сборниках «The Best», стала песня «Seven Doors Hotel». Отмечу также стартовый трек «In the Future to Come».
Несколько затерялся на фоне своего последователя и второй релиз «Wings of Tomorrow», запомнившийся несколькими яркими хитами. «Крылья завтрашнего дня» увидели свет в 1984 году. Эта пластинка в некотором роде стала «мостиком» между «первым» и третьим альбомами, на нём наблюдаются изменения в стилистике, начало движения от хард-рока в сторону глэма. Коллектив постепенно приближался к «радийному звучанию», намеченная здесь траектория вполне возможно и предопределяет обретение популярности у широкой аудитории, какая придет к ним с «The Final Countdown». «Wings of Tomorrow» стал предтечей, первой ласточкой. Поклонникам тяжелой музыки альбом запомнился несколькими энергетически мощными, достаточно жесткими по звучанию «боевиковыми треками». Таковы два первых трека: «Stormwind», «Scream of Anger».
К числу узнаваемых хитов относятся и две балладные композиции: «Dreamer» и «Open You Heart».
Энергетика и атмосфера песни, в которой музыканты призывают «Открыть своё сердце» полностью соответствует её названию. Песня заслуженно вошла в число нетленок коллектива. Позже она была переиздана в новой аранжировке на четвертом полноформатном альбоме «Out of This World», появившемся на волне успеха коллектива, в 1988 году.
Следующий за «The Final Countdown» альбом также пользовался большой популярностью, засветившись на высоких позициях в чартах разных стран. К этому времени за группой окончательно закрепился статус глэмерской команды, что, в свою очередь, определило ориентацию на американскую сцену и музыкальный рынок США, где глэм-металл достиг наибольшего развития.
Самым ярким хитом с пластинки нередко называют песню «Superstitious». Она была выпущена как сингл, предваряющий альбом, и заняла 9 место в чарте американского музыкального издания «Billboard».
На этой же пластинке можно выделить узнаваемый хит с говорящим названием «Let the Good Times Rock».
К числу самых прослушиваемых песен группы по версии ресурса Яндекс.Музыка относится композиция и композицию «Sign of the Times», выделяющаяся "оркестровыми" элементами в аранжировке и бойкой хитовой мелодикой.
«Европейцы» вновь демонстрируют мастерство исполнения баллад. Закрывает альбом щемящее произведение «Tomorrow», способное тронуть самые тонкие струны души.
По поводу пятого и последнего перед долгим перерывом релиза мне попадались полярно разные мнения. Одни связывают звучание и содержание пластинки с наступившей в 90-е году эрой заката и кризиса глэм-металла и даже усматривают символизм в названии «Prisoners in Paradise» (Узники в раю). Вроде всё хорошо, но музыканты, как будто, оказались "Заложниками" выбранного амплуа.
Другие же, напротив, представляют его «одним большим хитом». Это работа больших мастеров, цельная и выверенная с первой до последней ноты. А остальное – результат субъективного восприятия. Альбом получил официальное признание, заслужив «золотой» статус в родной для музыкантов Швеции. В качестве иллюстрации приведу заглавную композицию.
Альбом «Prisoners in Paradise» поставил заметную и яркую точку, а точнее многоточие, после которого музыканты разойдутся по сольным проектам, чтобы вновь вернуться, спустя 12 лет. В 2003 группа возобновит свою деятельность, а через год появится шестой полноформатник «Start from the Dark».
Важно понимать, что в мире нет ни одной песни и ни одной музыкальной группы, которую бы знали абсолютно все. А случаев, когда у коллектива одно произведение оказывается заметно популярней всех остальных, очень много. Так случается с каждым третьим, а то и с каждым вторым исполнителем. На моём жизненном пути я встречал немало людей, которые знали у «Deep Purple» только «Smoke on The Water» а у « Nirvana» - «Smells Like Teen Spirit. А эти коллективы никогда не рассматривались как группы одного хита. При этом в массовом сознании названные песни действительно популярнее остальных. Я специально взял такие провокационные для рок-сообщества примеры, чтобы ярче проиллюстрировать ситуацию. У каждого свои предпочтения, свои интересы в музыке и своя меломанская траектория, а потому разговоры о самых известных и главных хитах всегда условны, а «групп одного хита» просто-напросто не существует.
У современников «дедушкиного хард-рока» и молодых меломанов, у поклонников глэма и хэви, и у тех, кто слушает «всего понемногу», списки самых удачных и знаковых хитов группы «Europe» будут разными. Если я не упомянул конкретно Вашу любимую композицию – просьба отнестись к этому с пониманием.
Статья носит ознакомительный, информационно-развлекательный характер, не содержит исчерпывающей информации и не претендует на истину в последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца! Буду Рад Вашим лайкам и подпискам на канал! Слушайте любимых исполнителей и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.