Пьеса Горького "На дне" было написано в 1902 году, она уже отходит от традиционных реалистических пьеса, Хотя написано и в направлении и в методе реализма.
В пьесе на дне есть динамический сюжет, там происходит много событий запятая в частности из любовный треугольник, происходит смерти, убийство, исчезновение людей. Но не это важно в социально-бытовой пьесе Горького. Горькому было важно высказать свое философское мировоззрение на человека, на место человека в жизни, на смысл жизни, в общем-то высказать то, что называется нитшианскими теориями.
В пьесе есть новаторство, несмотря на присутствие сюжета главное в этом произведении философские монологи,спор о правде и лжи.
Действующие лица:
Нет главных героев.
Действие происходит в ночлежке, подвальное помещение.
Костылев Михаил- содержатель ночлежки,54 года" долг твой мне это так и есть долг " для него были деньги превыше всего и любые сделки с людьми, которые он заключал ни никак не отменяли денежного долга. Скупой злой старик ревнует свою жену.
Василиса – супруга Костылева, 26 лет, любовница Пепла." Освободи меня от мужа,сними с меня эту петлю ". По характеру не очень может, способны на любое преступление и хочет чтобы мужа не стало,а она станет полноправной хозяйкой ночлежки.
Наташа – сестра Василисы, 20 лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
В середине пьесы появляется странник Лука. Поначалу в пьесе не должно было быть Луки, просто кусок жизни, но кто-то из критиков подсказал, что время без сюжетных пьем прошло.
Лука – странник, 60 лет, проповедует утешительную ложь. "человека спасёт только доброта,а правда только калечит душу. Пытается помочь обитателям ночлежки словами, больше у него ничего нет, исчезают когда это требуется, потому что у него нет паспорта, вон Бродяга.”мяли меня много, от того я и мягок”
Васька Пепел – вор, 28 лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40 лет, надеется вернуться к прежней жизни,и жить на своей жилплощади.
Бубнов – картузник, 45 лет,разочаровался в своей профессии. Убежден, что все люди на земле – лишние.Скорняк:человек,который изготавливает головные уборы. Считают что Людям нужно говорить правду.
Барон – бывший аристократ 33 лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».”в карете прошлого далеко не уедешь”
Резонер-создается автором,чтобы произносить слова которые важны автору.Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен. Отсидел в тюрьме за случайное убийство, было правда, не давала ему дальнейшего хода в жизни несмотря на неплохое образование Ему больше нету смысла работать и вообще быть социальным элементом. Против унизительные лжи и презираю тех людей ,которые жалеют друг друга.
Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден: «человек должен вести себя смирно». Ходит в ночлежку чтобы играть постояльцами в карты,шашки.Есть желание жениться на торговки пельменями Квашне. Анна – жена Клеща, 30 лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке,с появлением Луки.
Алешка – сапожник, 20 лет.
Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
Настя, девица легкого поведения, 24 лет, мечтает о настоящей любви.
Квашня – женщина лет 40, торгует пельменями.
Акт первый
Действие происходит утром ранней весны в подвале ночлежки, похожей на пещеру.
Разговор торговкин барона. Квашню зовет замуж сам пристав местный полицейский Абрам Медведев (50 лет) квашня не хочет расставаться с свободой , в браке существуют люди только для того, чтобы притесняет друг друга и загонять до смерти. Рядом Клещ занимается слесарными делами, подбирает замке, выполняют какое-то работу и смеётся над словами Квашни, говорит что всё-таки ей надоест такая свобода .Рядом с Клещом за грязные занавески лежит 30 летняя жена клеща, она постоянно кашляет у неё видимо туберкулез, постепенно умирает, Но что и указывает Квашня “твоя жена замужем,а счастья у нее нет”. Клещ прерывает этот разговор, он уверен, что Анна является камнем у него на шее и он находится в ночлежке только потому, что на его руках больная жена, которая никак не может умереть.Уверен что после смерти жены он сможет подняться и жить один.
здесь находится настя, эта молодая девушка она зарабатывает деньги проституцией, живет в ночлежке и читает книгу .Барон, выхватывая у Насти книжку и, прочитав название – «Роковая любовь», – хохочет.
Сатин, Бубнов, Актер и Клещ ведут неспешный разговор. Сатин говорит, что прежде был культурным человеком. Бубнов припоминает, что его профессия скорняк и когда-то он имел «собственное заведение». Актер думает, что главное в жизни не образование, а талант.
Появляется Костылев, разыскивает жену, но не находит её но, разбудил ваську, тут с ним разговаривать довольно грубой из-за чего видно, что никакого смущения или вины переходя ином ночлежки Пепел не чувствует. Сатин подходит к Ваське и просит у него денег, говоря,что вору достаются деньги достаются очень легко.Пепел дают ему деньги,и Сатин рассуждает о деньгах и работе. Он считает: жизнь хороша, когда труд – удовольствие, а если работа это обязанность, то жизнь превращается в рабство. Сатин приглашает актера выпить, тот никогда не отказывается.
Появляется Наташа, с ней – новый постоялец, Лука. Пепел заигрывает с Наташей, но та не принимает ухаживаний. Зачем доходит ровесник Наташе Олежка мне, сапожник, которая вечно пьяный точка Но всё это смотрит клещ, ему неприятно находиться с этими людьми и, он считает себя порядочным и трудовым человеком все остальные Здесь люди разврат, люди без чести и совести. Но Васька утверждает что они все здесь равны, совесть Это такая вещь которая в принципе никому не нужна. Приходит Василиса про меня пьяного Алёшку,ругает постояльцев за грязь. Потом интересуется, заходила ли Наташа и говорила ли с Василием. Уходит.
В сенях слышен шум и крики: Василиса бьет Наташу. Медведев, Квашня и Бубнов бегут разнимать сестер.
Акт второй
Действие пьесы происходит в той же обстановке. Медведев с Бубновым играют в шашки.Все остальные играют в карты,их основной доход.Лука сидит возле кровати Анны.Беседуя с Лукой, Анна жалуется на свою жизнь. Старец успокаивает ее, обещая рай и отдых после смерти. Лука спрашивает у актёра как его зовут, но тот не помнит. Лука говорит что если нет ты меня никто нет и человеком, актер вспоминает что он всё-таки человек, и что него был хотя бы сценическим псевдонимом, Цветков Задунайский .
Актер собирается «продекламировать куплеты» Луке, но обнаруживает, что забыл стихи. Он сокрушается о том, что для него все кончено: он «пропил душу». Лука отвечает, что не все в жизни Актера потеряно: есть бесплатные лечебницы для пьяниц, только не помнит, в каком городе. Он уговаривает Актера потерпеть и воздержаться от пьянства. «Человек – все может… лишь бы захотел»,- считает Лука.Заходит угрюмый Пепел. Он обращается к Медведеву, спрашивая, сильно ли избила Василиса сестру. Тот отказывается говорить, замечая, что это не его, вора, дело. Пепел в ответ угрожает рассказать следователю о том, что «Мишка Костылев с женой» его на воровство подбил и краденое купил. Лука пробует вмешаться в их разговор, но Пепел спрашивает, зачем Лука врет, говоря всем, что везде хорошо. Лука же убеждает Василия, что вместо поисков правды ему нужно идти в «золотую сторону», Сибирь, именно там он сможет найти свой путь.Приходит Василиса и нужно поговорить с Васькой, она выгоняет всех на улицу, чтобы остаться с ним один на один, но Лука подозревает что дело будет нехорошим и потихоньку залезает на печку.Василиса предлагает Пеплу убить её надоевшего мужа, чтобы она стала полноправной хозяйкой ночлежки, она знает то Пепел любит Наташу. Входит Костылев, между ним и Василием вспыхивает ссора, но драку предотвращает Лука. Он советует Пеплу не иметь дела с Василисой, а уходить прочь из ночлежки с той, которая вору по душе – с Наташей.
Странник, заглянув за полог, где лежит Анна, обнаруживает, что она умерла.
Постепенно все жители ночлежки собираются у кровати Анны
Акт третий
Действие происходит на улице во дворе, там собрали все действующие лица и Наташа рассказывает о том, что когда-то в её жизни Была любовь все они смеются ведь всё уже слышали этот рассказ много раз, но она рассказывает рассказ для луки, ей нужно чтобы кто-то поверил в то, что когда-то её любили .Лука успокаивает ее, говорит, что раз сама она верит, то любовь такая была, а сожители ее смеются, потому что в их жизни не было ничего настоящего.
С этого момента развивается разговор о правде и лжи. Что важнее мягкая ложка которая позволяет человеку полюбить себя поверить или жестокая правда.
Бубнов считает, что люди часто обманывают, чтобы «душу подкрасить», сам он не видит смысла врать, ему лучше «валить всю правду, как она есть! Чего стесняться?»
Клеишь говорит что все люди гады ,сволочи ,они недостойны существовать.
Настя смутившись убегает, А Наташа заявляет, что веришь в счастливое будущее и ждет кого-то особенного. Здесь Пепел приходит и уговаривает Наташу уехать с ним в Сибирь. Этот разговор случайно подслушивает Василиса, она приходит на этот пустырь вместе с мужем и провоцирует стороны, Лука пытается погасить эту ссору, но Костылев и Василиса выгоняют старика и он уходит, потому что ему напомнили, что он бродяга, у него нет паспорта, а без паспорта нет человека и поэтому они грозят заявить на него в полицию. Лука странный человек, видимо имеющий темное прошлое, он немедленно покидает ночлежку и всё возвращается на прежний уровень. Постояльцы возвращаются на первую сцену, в ночлежку и рассказывают свои истории про жизнь. Слышатся крики Наташе, я которую снова избивает сестра, их заводит комнату, на этот раз Наташа полностью, даже обварены ноги кипятком, нужно ехать в больницу. Веди это всё Пепел в порыве гнева убивает Костылева точка Василиса зовет полицию издаёт пепла указывая на него, но Пепел говорит что сама Василиса подбивал его на такой поступок. Наташа узнав всю правду теряет сознание, говорит что Пепел и Василиса построили всё это, я и что нужно сажать в тюрьму именно Василису . К Наташе забирают в больницу ,больше она не появляется на сцене.
Акт четвертый
Обитатели подвала вспоминают о Луке, который исчез во время суматохи вокруг Наташи и Костылева. Настя считает, что он все понимал и все видел. Клещ соглашается: старик хороший, жалостливый. Татарин считает, что Лука жил по закону «Не обижай человека».
Для Сатина «старикан» «как мякиш для беззубых», к тому же Лука смутил умы обитателей ночлежки.
Барон называет Луку шарлатаном.
Настя, которой стали противны и жизнь, и люди, хочет уйти «на край света». Барон, предлагая девушке взять с собой Актера, издевается над его мечтой вылечиться.
Клещ замечает, что странник Лука «поманил куда-то, а сам дорогу не сказал». По его мнению, он «очень против правды восставал. Верно, и без нее дышать нечем».
Сатин в возбуждении приказывает «молчать о старике»: тот, в отличие от всех, понимал, что «правда – это человек», а обманывал из жалости к людям. Странник влиял на его отношение к миру как «кислота на старую и грязную монету».
Разговор об убийстве Костылева. Попав в больницу после издевательств сестры и выйдя из нее, Наташа исчезла. Все считают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадет если не на каторгу, то в тюрьму точно.
Настя хочет всё бросить И бродяжничать также как и лука.
Сатин говорит ,что ложь это вредные явления и ходить по земле, совращать ложную религию других людей это довольно подло, потому что человек это звучит гордо, вся правда в человеке и неважно где находится человек.(знаменитый монолог) человек сам додумывает жизнь, бога, религию и значит он сам является благом. Вот такая теория вкладывается Горьким в устах Сатина.Сатин рассуждает о том, что человека нужно уважать, а «не унижать его жалостью». Барон признается, что живет, как во сне, не видя и не понимая смысла жизни
Актер вдруг слезает с печки и выбегает из подвала.
Входят Медведев с Бубновым, за ними – другие обитатели ночлежки. Кто-то устраивается на ночлег, несколько человек поют. Распахивается дверь. Барон кричит с порога, что на пустыре повесился Актер.
Сатин произносит: «Эх, испортил песню, дур-рак!»