Я долгое время не могла сформулировать свое отношение к его творчеству, написанному в период революции, было ли это богохульство, попытка привлечь внимание, мучительные духовные искания.…
Поэтому эти слова исследователя Ю. Павлова так живо откликнулись во мне:
Атеизм - вне зависимости от формы и качества - всегда останется атеизмом, как и «мощная религиозная ересь» никогда не станет явлением религиозно-духовно значимым и значительным. Попытки создания Третьего Завета Н. Бердяевым, Д. Мережковским или С. Есениным (всё равно кем), спор с «историческим христианством» или «тайной Бога» - это явления разрушительные, катастрофические, стоящие в одном ряду с антирелигиозным или религиозным хулиганством…
Возможно, именно эти «явления» и привели С. Есенина к саморазрушению.
Образы разной эмоциональной и художественной концентрации в «Кобыльих кораблях» (1919) - небо, изглоданное тучами, волк, воющий на звезду, «рваные животы кобыл», «черепов златохвойный сад», мёрзнущее солнце, выбитые окна, «настежь двери» - несут в себе реально-символические черты гражданской войны, через которые передана трагедия и миллионов, и отдельной личности. Трагедия не только настоящего, но и будущего, заложенного в настоящем, выраженная пророчески и художественно гениально: «Вёслами отрубленных рук // Вы гребётесь в страну грядущего». Понятно, что у такой страны, у таких «гребцов» нет будущего. Отсюда и «времён связующая нить» - смерть, символом которой являются «вороньи паруса» и «крик вороний».
Голод, стужа, смерть, бесчеловечный человек, съевший дитя волчицы (которое Бог дал!!!), новое зрение - третий глаз, ищущий кости помясистей, «бешеное зарево трупов» - это следствие одичания человека, которое, с точки зрения С.Есенина, вызвано революцией. Если раньше она виделась поэту «чудесной гостьей», которой он слагал песни, то теперь это - «злой октябрь».
В то время, когда многие писатели взывали к крови, ненависти, С.Есенин говорил иным языком - жалости, сострадания, христианской любви. Лирический герой поэмы - это уже человек, руководствующийся в своих поступках евангельскими заповедями. Поэтому закономерно и показательно, что лирическому герою приемлемым поведением во время голода видится следующее: «Половину ноги моей съем сам, // Половину отдам вам высасывать», - а бросанию камня в «сумасшедшего ближнего» предпочитается собственная смерть. Слова «Всё познать, ничего не взять // Пришёл в этот мир поэт» звучат как жизненное и творческое кредо, которому С.Есенин был верен до конца дней своих.
«Страна негодяев» (1922-1923) опровергает расхожий тезис о советскости С. Есенина литературоведения 60-80-х годов и либеральных исследователей 90-х годов. В отличие от В. Маяковского, Б. Пастернака и многих других, воспевавших советскую власть, С. Есенин в «Стране негодяев» показал её истинную сущность.
Крайне важен вывод, к которому пришел исследователь: «Периодически же возникающая в жизни и творчестве С. Есенина апостасийность всегда преодолевается, побеждается русско-православным началом, побеждается любовью».