У половины малышей, рождающихся сегодня в России, врачи диагностируют разного рода нарушения развития и здоровья. В нашей стране родители вынуждены сами решать проблемы с больным ребенком.
Команда Пандус.су, амбассадор Портала поставщиков г. Москвы и эксперт по развитию Доступной среды, попыталась провести параллель между дошкольным воспитанием/образованием в России и других странах.
Речь идет о детях с особенностями развития или здоровья. Что из этого получилось, судите сами.
Удручающая статистика
По данным ВОЗ, лишь 20% новорожденных младенцев по всему миру условно относят к категории здоровых. Остальные малыши рождаются с врожденными патологиями или с различными видами нарушений развития.
Из раздела ВОЗ по детским проблемам:
В России статистика не лучше. С врожденными заболеваниями у нас рождается больше 35% младенцев, с психофизиологическими отклонениями — 50%. Это данные прошлых лет.
А вот статистика Минздрава РФ:
О детях младшего возраста полная статистика проводится только по линии здравоохранения. То есть данные передаются на момент постановки диагноза.
В Минпросвещения РФ ведется статистика лишь по тем детям, которых родители водят на занятия в различные дошкольные и школьные учреждения.
По остальным точного учета нет. Кто знает, сколько российских детей, не получивших статуса инвалид, имеют ограничения здоровья по причине болезни.
Успешная практика в других странах
Во всем мире уже давно и весьма успешно практикуется метод кондуктивной педагогики, принципы которой строятся на отношении к ребенку, как целостной личности.
Методике уже 70 лет, разработали ее и ввели в практику венгерские специалисты. Затем метод успешно внедрили почти во всех странах.
В нашей стране для детей с ОВЗ предназначены исключительно реабилитационные центры, на занятия в которых у большинства родителей нет денег.
В Европе, Новой Зеландии, США, Австралии, Кувейте и других странах реабилитацией и развитием малышей с особенностями занимаются в специализированных детских садиках.
К примеру, в Израиле закон обязывает родителей ребенка с ОВЗ приводить его в реабилитационные ясли с 10-месячного возраста.
А с 3-х лет малыши должны посещать уже детский сад по типу конкретного нарушения (ДЦП, синдром Дауна, ЗПР и т. д.). За доставку детей туда и обратно отвечают муниципальные органы, которые развозят их на своем транспорте.
В садике с детьми работают воспитатели и специалисты. Малыши гуляют, занимаются музыкой, играют, кушают, учатся рисовать. Только развитием детей занимаются относительно их особенностей и нужд.
Для многих малышей проблема научиться самостоятельно есть, сидеть, говорить или понимать речь. Даже эти навыки, освоенные на раннем этапе развития, можно считать огромным достижением.
Помимо элементарных и коммуникативных навыков, полученных в период реабилитации, у ребенка появляется шанс ходить в обычную школу с другими детьми.
Важно, что пока с детьми занимаются педагоги, у родителей появляется свободное время, которое можно потратить лично на себя. Пройтись по магазинам, пообщаться с родственниками или друзьями, позаниматься спортом, хоть на работу устроиться.
Для российских семей, в которых есть ребенок с ОВЗ, это звучит как что-то из мира фантастики. А в Европе, помогая родителям с больным ребенком, власти сохраняют семьи.
Почему так, все знаем, но ничего не делаем
О кондуктивной педагогике, как и об успешном опыте развития детей с ОВЗ, мы узнали из рассказа Ильи Школьникова из Казани.
Это удивительный человек, можно сказать, новатор идеи построить первый российский специализированный детский сад для малышей с ОВЗ.
Насколько такой садик нужен в нашей стране, ясно по статистике детской заболеваемости. Но Илья это прочувствовал кожей после рождения сына с особенностями развития.
Пробивая бюрократические препоны, он понял, что проще найти инвесторов и построить такой садик самому. Дело долго не могло сдвинуться с места, пока Илья не рассказал свою историю в соцсетях.
Интернет творит чудеса! Люди услышали, откликнулись, стали помогать в строительстве, предлагать моральную и финансовую поддержку. Все-таки Россия богата не только ресурсами, но и огромным количеством добрых, хороших и неравнодушных людей.
Обязательно прочтите историю, которой поделился Илья Школьников. Вместе — мы сила, давайте поддержим благородное дело. Кто, если не мы?
Подробно ознакомиться с деятельностью компании Пандус.су можете здесь:
Заказать пандус можно здесь.
Заказать перила можно здесь.