Первое упоминание о российском кукольном театре в 1636 году оставил в своих записях немецкий дипломат Адам Олеарий.
Главным героем таких кукольных представлений был Петрушка. Этой перчаточной куклой, да и всеми остальными персонажами, руководил один актер. Действие всегда разворачивалось по однотипному сценарию: Петрушка встречал на своем пути различных героев, дрался с ними и выходил из схваток победителем. Шарманщик,озвучивавший все эти действия, после собирал со зрителей плату за представление.
К концу 19 века российские кукольники владели двумя видами театра: театра марионеток и театром перчаточных кукол. Особенно были популярны вертепные представления.
Разыгрывание рождественской истории даже входило в учебную программу некоторых семинарий,но вскоре перешло в разряд городских представлений, где актерами были как священнослужители, так и бродячие актеры, крестьяне и даже солдаты. Сперва рождественские истории показывались лишь на Рождество и Святки, но позже профессиональные кукольники колесили уже по всей России с гастролями, ориентируясь на время проведения ярмарок.
Искусству управления марионетками российские балаганные актеры учились у иностранных кукольников, гастролирующих по России со своими спектаклями.
Кукольные представления пользовались большой популярностью как у простого народа, так и у царственных особ,для которых спектакли делались более зрелищными,с показом полетов, рыцарских турниров, трюков и т.д. Для простого сословия кукольные представления строго делились на две категории: религиозную и бытовую. Но бытовая тематика была больше любима народом. Особой популярностью пользовались шуточные сценки,где высмеивались человеческие пороки.
А Петрушка, вобравший в себя за несколько столетий все черты русского характера, оставался любимым героем всех поколений.