Михаил Врубель скандальным художником никогда не был, но от чего-то очень не взлюбился художественным критикам. Однако это совсем другая история. Поговорим о его знаменитой «Принцессе Грёза».
Эта картина была создана по заказу богатого друга Врубеля – московского мецената Саввы Мамонтова, буквально влюблённого в творчество своего близкого приятеля. Но Мамонтов заказал эту картину не только в угоду себе: он хотел её представить на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. И всё шло замечательно, картина у Врубеля выходила эффектной, а её эскизы понравились даже императору.
«Принцесса грёз» успешно попала на выставку и уже тут Врубеля поджидала неудача. Комиссия Художественной Академии во главе со своим вице-президентом приехали в Новгород и сказали, что картина какая-то нехудожественная, мол, снимайте. «Принцессу Грёза» и сняли с выставки. Врубель был не особо известен, а кому известен, тому чаще всего не нравился. Но в то время важным для художника было нравиться одному зрителю, но богатому – а таковой имелся.
Савва Мамонтов сделал просто: приказал создать копию «Принцессы грёз» из майолики, построить отель «Метрополь» в центре столицы и повесить картину на фасад здания. И все критики, вся интеллигенция и консервативная московская публика каждый раз, когда ехали на работу, домой, да вообще куда угодно через центр столицы наблюдали картину, которая их просто-напросто раздражала. Полотно было слишком смелым, необычным, не тем, к чему привыкли люди. А Мамантов был довольно эксцентричным любителем искусства. Он в принципе хотел создать не только копии картин Врубеля, но и всех своих друзей-художников для украшения и пропаганды.
Как-то так полотно Врубеля и умудрилось выбеситьполовину москвичей.