Найти тему
Математика до школы

Почему считает на пальцах второклассник или вреден ли счет на пальцах

Если вы считаете, что это именно из-за того, что его учили считать на пальцах, то вряд ли он справится с этой проблемой так быстро! В чем же причина – будем разбираться.

Механизм счета

Так как у ребенка дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление, считать устно он пока физиологически не может. Только к пяти годам у него начинает формироваться абстрактное мышление. Поэтому, именно в этом возрасте и целесообразно активно начать обучение количественному счету. Но здесь необходимо учесть один момент – формирование абстрактного мышления происходит очень постепенно и завершается лишь к подростковому возрасту. А пока ребенок при счете будет еще долго опираться на наглядность. При этом сам процесс счета происходит у него довольно в медленном темпе. Постепенно сформированный навык переходит в умственный план, это значит, что ребенок, все еще считает, опираясь на наглядность, но уже начинает понимать, что посчитать в уме намного быстрее и проще. И как только он это заметил, то сам стремится уже считать устно. Так уж устроена психология человека – не тратить лишние силы, а сделать дело побыстрее. В результате этого «перехода» многие дети уже перед школой способны считать устно. Но происходит этот «переход» только в том случае, если нет никаких объективных к этому «переходу» препятствий. Разберемся, что это за препятствия?

А сформирован ли навык?

Мы должны понимать, что счет — это навык. А навык нужно сначала сформировать, а потом еще и закреплять. У одного ребенка этот навык формируется быстрее, у другого в разы медленнее. А бывает и так, навык сформировали, а потом перестали его поддерживать, например, активно занимались счетом, а летом совсем запустили занятия. Пришел ребенок в школу, а считать нужно учиться заново. Да что там дети, давайте посмотрим на себя. Не растеряли мы навык устного счета, пользуясь постоянно карточкой для оплаты на кассе?

Так вот, навык счета требует постоянных тренировок, желательно ежедневных, ну или почти ежедневных. При этом большую роль играет мотивация. Например, одно дело просто предлагать примеры для решения, и совсем другое, попробовать выяснить, хватит ли определенной суммы денег, чтобы купить хлеб и мороженое. Если ребенок поймет, что счет ему необходим в быту, он будет наиболее мотивирован. К тому же считать можно везде: по дороге домой, в автобусе, в очереди! Правда счетный материал носить с собой не всегда удобно, и раскладывать его в дороге негде. А вот пальцы всегда с собой! Их можно отгибать, а затем пересчитывать, дотрагиваясь кончиком носа до каждого пальчика, и весело и полезно!

Книги автора
Книги автора

Почему пальцы лучше

Пальцы лучше любого счетного материала. Главное их достоинство – они всегда с собой. Это значит их можно везде и всегда использовать в нужный момент. Это придает уверенности в своих силах. Ребенок постепенно привыкает к мысли: я умею считать, я могу, я справляюсь! Это значит, что он будет не бояться чаще и самостоятельно считать, без побуждения взрослого. А это в свою очередь говорит о том, что у него есть возможность больше формировать навык счета, чем у тех детей, которые могут тренировать навык только в определенных условиях. В результате навык сформируется быстрее, и переход от наглядного счета к устному тоже произойдет быстрее.

Пальцы лучше любого счетного материала еще и потому, что ответственность переходного момента от наглядного счета к устному лежит не на взрослом человеке, а на самом ребенке. Взрослому невозможно уловить тот момент, когда ребенку все еще нужна наглядность, или когда она уже конкретно для него, становится лишней. Потому, что взрослый, как часто бывает, сравнивает Васю с Петей: «Петя уже давно устно считает, а Вася все в пальцы утыкается, пора его отучать». Вот тут и приходит взрослый в тупик: убрали наглядность, переходный период затянулся, и как результат, Вася от Пети теперь еще больше отстает. А Васю с Петей сравнивать вообще было нельзя, ведь, как говорят психологи, Вася имеет право на свой путь развития, и не известно кто будет еще впереди во взрослой жизни. А пока именно Васе все еще нужна наглядность.

Фото автора
Фото автора

Если занятий достаточно, а навык все не формируется

Но бывает и так, занятий было достаточно, ребенок уже в школу пошел, а наглядный счет так и не перешел в умственный план. Как правило у такого ребенка в наличии и другие проблемы, например, он плохо читает, или у него логопедические проблемы. Все это говорит о незрелости коры головного мозга, так как пока у такого ребенка остается доминирующим наглядно - образное мышление, а значит наглядность ему физиологически необходима. И единственно правильным решением будет набраться терпения, и ждать его созревания. При этом скорее всего ему будет полезно параллельно работать со специалистом, например с логопедом. Было бы не лишнем и проинформировать учителя о реальной ситуации. И если ребенок не получит психологической травмы от нетерпеливых взрослых, и ему спокойно дадут возможность дозреть, через какое-то время он обязательно догонит своих сверстников. Тут главное его не торопить и помочь сохранить уверенность в себе, а конкретно, в нашем случае, дать ребенку возможность использовать наглядность столько, сколько ему необходимо.

Взрослый тоже может стать препятствием

Как не странно, задержать развитие ребенка невольно может и сам взрослый человек. Причина в этом случае не физиологическая, а психологическая. Некоторые взрослые, часто педагоги или одержимые «развитием» ребенка родители, настолько заинтересованы в переходном периоде от наглядного счета к устному, что сами того не желая, передают свое напряжение ребенку. Ребенок чувствует, что от него ждут хорошего результата, и боится сделать ошибку, он переживает, что не оправдает ожиданий взрослого. Поэтому перестраховывается, и вместо того, чтобы рискнуть посчитать устно, хватается за счетный материал – как за спасительную соломинку. Этот «страх ошибки» может сохраняться довольно долго. Что происходит дальше? Взрослый как правило поступает следующим образом. Если ребенок пользовался счетным материалом, то убирает этот материал от ребенка, если считал пальцами – то запрещает пользоваться ими. В любом случае это уже не естественный ход событий, к тому же и травмирующий психику ребенка. Хорошим выходом из данной ситуации будет или самому не зацикливаться на данной проблеме, или переложить обучение счету на другого, менее озабоченного результатом взрослого.

Миф о вредной привычке

Некоторые считают, что счет на пальцах – это просто вредная привычка. Но, интересно, почему же эта привычка тогда не остается с человеком на всю жизнь? Что-то не встречались мне взрослые люди с нормальным интеллектом, считающие на пальцах. А вам встречались? А вот кусающие губы или грызущие ногти – встречаются. И все потому, что это не вредная привычка, а недоработка взрослых, или физиологическая незрелость, или, даже, психологическая проблема. Но куда проще что-то объявить «вредной привычкой», чем покопаться в проблеме и решить ее в пользу ребенка. А теперь вы понимаете, почему считает на пальцах второклассник?

Фото автора
Фото автора

Вывод

Чтобы у ребенка был хороший устный счет, необходимо прежде всего сформировать навык на наглядной основе, а затем дождаться естественного «перехода» от наглядного счета к устному. Если же этот «переход» задерживается, необходимо найти физиологическую или психологическую причину, и помочь справиться с ней.