В «Газпром нефти» решили взглянуть на мир глазами лучших российских писателей-фантастов и поразмышлять о будущем в литературно-футуристическом проекте «Трасса 2050».
Серию открывает, пожалуй, один из самых известных российских писателей-фантастов современности, лауреат многочисленных литературных премий, Сергей Лукьяненко. Произведения Лукьяненко пользуются большой популярностью в России и за рубежом, его книги «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор» были проданы миллионными тиражами и успешно экранизированы.
Специально для «Трассы 2050» он написал рассказ «Дураки и дороги».
Дураки и дороги
Кондратьев был высоким, грузным, загорелым дочерна — настоящий рабочий человек, проводящий дни напролет под палящим солнцем, ветром и дождем. Не верилось, что он — начальник экспериментального участка Москва — Калуга трассы ТМ-2, скорее казалось, что Кондратьев только что вылез из-за рычагов грейдера или скрепера. Защитного цвета бриджи и расстегнутая цветастая рубаха на нем смотрелись солиднее, чем форма на ином генерале.
Колков рядом с Кондратьевым выглядел неубедительно. Тощий, сутулый, бледнокожий, в старомодных очках, в слишком жарком для лета костюме — типичный кабинетный ученый. Собственно, им он и был.
— С самого начала знал, что ерунда получится, — сказал Кондратьев, вытирая пот со лба. В голосе его было не то чтобы удовлетворение, но легкое торжество. — Но такого даже я не ожидал. Можете объяснить, профессор?
— Я не профессор, — привычно возразил Колков, поправляя очки. — Разбираться надо...
— Так разбирайтесь.
Они стояли на выжженном солнцем поле, рядом с ровной черной лентой Трассы. Две полосы в каждую сторону — прямая, будто стрела и ровная, как стол, Трасса казалась сделанной из хорошего асфальта. На большей части так и было, но вот этот участок, экспериментальный, к асфальту не имел никакого отношения. Никакой строительной техники поблизости не наблюдалось, как и вообще следов человека. Лента дороги тоже была пуста. Даже внедорожник Кондратьева, на котором они приехали, стоял в сторонке. Одуревший от жары кузнечик выпрыгнул на ленту дороги, замер на секунду и вдруг резко отпрыгнул назад.
— Даже безмозглым насекомым ваша дорога не нравится, — сказал Кондратьев. Теперь удовлетворение в его голосе было явным.
— Хорошая дорога, — рассеянно сказал Колков. — А кузнечик... все правильно. Дорога насекомых и прочих мелких животных отпугивает. Чтобы меньше погибали, не пачкали ветровые стекла...
— Гуманизм, — насмешливо сказал Кондратьев. — Ясно. И куда нас завел ваш гуманизм? А завел он нас в... — начальник экспериментального участка ТМ-2 выразительно замолчал, глядя вперед.
Впереди дорога внезапно начинала углубляться в поле. Вначале возникала колея, потом резкий спуск, стены которого облицовывала та же самая черная масса, из которой состояла дорога. Потом спуск окончательно заглублялся, и дорога ныряла в туннель. Чёрный провал уходил куда-то вглубь.
— Дорога вновь выходит из-под земли через десять километров, — сказал Кондратьев с тоской в голосе. — Вы понимаете, что сотворили? Десятикилометровый туннель. Не въехать, не выехать.
— Тут и не предусматривались никакие съезды, — возразил Колков. — Места пустынные, деревеньки и то в стороне.
— Сейчас нет, а завтра — да. Ну а водителям что за радость? Ехали, пейзажем любовались, вдруг дорога ныряет в туннель на десять километров! Вы понимаете, что это вопрос безопасности?
Колков кивнул. Присел на обочине, достал похожий на телефон приборчик, прижал к покрытию дороги. Экран прибора засветился зелёным, появились какие- то строчки сообщений, но Колков не стал их читать.
Всё в порядке, — сказал он. — Наноботы функционируют, дорога рапортует об исправном состоянии. Надо разбираться.
Кондратьев несколько мгновений смотрел на Колкова сверху, потом вздохнул и присел на дорогу. Спросил более миролюбиво:
— Слушай, почему она называется самодвижущейся?
— Потому что сама движется, — сказал Колков, — сама себя строит. Перочинным ножиком он с заметным трудом отковырял от дороги крошечный кусочек покрытия. Бросил в стеклянный флакон, закупорил. Потряс флакон, посмотрел на свет. Спрятал в карман.
Кондратьев с сомнением посмотрел на Колкова и сказал:
— Строила сама, а сносить будем мы. К чёртовой матери. И строить обычным порядком.
— Из-за туннеля — срывать сто шестьдесят километров дороги? — поразился Колков.
Кондратьев насмешливо посмотрел на него.
— Ты меня за дурака-то не считай. Что такое твоя «самодвижущаяся дорога»? Нет, не отвечай, сам скажу. Колония наноботов. Задана начальная и конечная точка пути. Задана ширина дороги, допустимые уклоны и повороты. А дальше наноботы начинают питаться солнечным светом и перерабатывать грунт в дорожное полотно.
— Не совсем так. Полотно — и есть наноботы. Они сцепляются между собой, образуют дорогу и впадают в спячку. Только когда дорога повреждается, они просыпаются и восстанавливают её. Никакого ремонта, никакого ухода — дорога вечная... — Колков пристально посмотрел на Кондратьева. — Так вот что вам не нравится? Такие дороги вас без работы оставят?
Он ковырнул пальцем дорогу. Щербинка в покрытии на глазах заплывала, затягивалась.
— Дурак ты, — беззлобно сказал Кондратьев. — На мой век работы хватит. Лучше скажи, как управляются наноботы? Есть центральный компьютер?
— Нет. Она сама себе компьютер. Каждый нанобот — крошечный элемент системы. Чем длиннее дорога, тем больше вычислительная мощность.
— Вот, — кивнул Кондратьев. — Ты, дорогой профессор...
— Я не...
— Создал...
— Не я один...
— Саморазвивающийся живой организм. Пока вы на полигоне строили трассы, всё было в порядке. Ваша дорога не была слишком уж умной. А тут — сто шестьдесят километров широкого полотна. Тут вычислительная мощность выше любого суперкомпьютера, верно? Ну поздравляю, дорогой профессор, вы создали монстра! Он хочет жить и расти. Забетонировать всю Землю, превратить её в ровный шарик. Вот потому твоя дорога и нырнула в глубину. Спряталась, понимаешь? Может, она сейчас туннели повсюду роет.
— Не может такого быть, — упрямо сказал Колков. — Вы словно старых фильмов ужасов насмотрелись. Если соединить миллион калькуляторов, они разумными не станут. Да, это компьютер, но он неразумный, он лишь выполняет программу — проложить экспериментальный участок ТМ-2 от Москвы до Калуги.
— Объясни, зачем дорога нырнула под землю?
Колков молчал.
— Доставай свою ампулу, — жёстко сказал Кондратьев. — Давай, не тяни. У меня в Калуге бабушка, между прочим, я тебе не позволю бабушку заасфальтировать.
Колков достал из кармана пиджака металлическую коробочку. Открыл — внутри лежала стеклянная ампула с тягучей красной жидкостью.
— Выключай, — сказал Кондратьев. — Бей ампулу, выключай дорогу.
— Она же в пыль рассыплется. Весь труд насмарку! Дорога ведь остановилась, она никуда за разрешенные границы не вышла, ничего не испортила!
Кондратьев встал, огляделся. Решил:
— У тебя полчаса. Сможешь мне убедительно объяснить, почему твои наноботы решили в шахтеры податься — оставим дорогу. Нет — уничтожим.
Колков тоже встал. Снял очки, протёр, спрятал в карман. Снова достал и водрузил на нос. Возмущённо сказал:
— Это так не делается. Надо извлекать из наноботов логи их действий, находить цепочки принятия решений. Процесс на несколько недель как минимум. Но я вас уверяю, внутренняя логика наноботов не позволит им причинить вред людям. Это жесточайшее правило, оно прошито на физическом уровне...
— Двадцать девять минут, — сказал Кондратьев.
Колков вздохнул. Перешёл дорогу, посмотрел в отверстие туннеля. Спросил:
— Что там внутри?
— Туннель. Залегает на глубине семь метров. Мы послали в него дроны, потом добровольцы прошли пешком. Даже вентиляционные отверстия пробиты и светящиеся полосы на потолке есть.
— Вот видите, дорога исправна!
— Двадцать семь минут. Причина?
— Здесь нет заповедников? Какие-нибудь гнездовья редких птиц... дорога запрограммирована оберегать природу...
— Да ты что, — возмутился Кондратьев. — Нам зелёные и так плешь проели, каждый метр проверяли, ко всему придирались! Ничего там нет, только комары и лягушки. Двадцать шесть минут.
— Возможно, дороге не хватало каких-то микроэлементов для строительства, — вслух предположил Колков. — И она решила их добыть...
— А в остальных местах хватало?
— Да, вы правы, ничего редкого ей не требуется... — Колков сник и покачал головой. — Нет, это локальная проблема, я уверен.
— Нам не нужны локальные проблемы, — сказал Кондратьев. — Стране нужно стабильное развитие. Сами знаете, у России всегда было две беды — дураки и дороги. Не знаю, как с дураками, а вот с дорогами мы ситуацию исправим. И взбесившиеся наноботы, пусть даже они строят быстро и дешёво, нам не нужны. Так что...
— Проблема локальная, — повторил Колков. — Пойдёмте! Надо посмотреть, что над туннелем!
— Да ничего там нет! Поля, перелески, пара заброшенных сёл. Экспериментальная трасса скоростная, её проектировали в обход населённых пунктов... — Кондратьев махнул рукой. — Хорошо. Садись в машину, проедем немного. Может и впрямь...
Продолжение рассказа - в следующей публикации. Узнайте, чем закончится расследование Колкова и Кондратьева.
Глоссарий:
ТРАССА (Транспортная автономная система сообщений автотранспорта) — развитая к 2050 году мегамагистраль со своей инфраструктурой, пересекающая Россию от западных до восточных границ. Это проект материкового масштаба, который заметно повлиял и на жизнь людей в целом. Трасса — это единое место действия, которое объединяет все рассказы серии.
ТМ-1 — закрытая грузовая часть. По ТМ-1 круглосуточно мчатся десятки тысяч беспилотных грузовых караванов, не встречая препятствий на пути. Запрет на ручное управление минимизировал риски аварий. На всем протяжении трассы грузы находятся под пристальным вниманием камер и охранных систем. ТМ-1 стала визитной карточкой России как лидера перевозок.
ТМ-2 — видовая часть трассы. Это настоящий шедевр инженерной и строительной мысли, аккуратно и бережно встроенный в окружающий ландшафт. Долгая дорога становится синонимом отдыха, удовольствия и приключений. Здесь есть автостанции, на которых можно сделать множество дел: заправиться, отремонтироваться, подкрепиться, полюбоваться пейзажами с видовых площадок или пообщаться с новыми людьми.
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».