Считается, что детей и животных в кино переиграть нельзя. Семейная картина «Лесси. Возвращение домой» в этом плане особо отличилась — ведь там есть и те, и другие.
Работа с актерами-собаками полна тонкостей и нюансов, и сегодня мы расскажем вам о некоторых из них.
Как и люди, собаки перед съемками в кино проходят кастинг. Животных отбирают по внешности, а затем уже по их характеру и готовности к работе. Хвостатый актер не обязан изначально знать множество команд и уметь выполнять трюки. Но он должен быть легкообучаемым, работоспособным, доброжелательным, открытым и контактным. Тогда между собакой и дрессировщиком образуется связь, которая приведет к нужным результатам.
Первоочередная задача дрессировщика на съемках — приучить собаку к новой для нее обстановке. Для животного кинопроизводство — это большой стресс. Дрессировщик должен помочь будущей кинозвезде адаптироваться к новым людям, необычной технике на площадке, неожиданным шумам и запахам. После преодоления первых барьеров тренер прививает собаке чувство самоконтроля, учит работать в команде, взаимодействовать с актерами, реквизитом и другими животными, если они присутствуют в фильме.
Как у людей, у животных в кино есть свои дублеры. Одного и того же четвероногого героя на съемочной площадке могут изображать несколько собак — одинаковых на вид, но отличающихся по темпераменту и способностям. Иногда количество дублеров исчисляется десятками. Одному псу лучше удаются трюковые сцены, другой лучше смотрится на крупных планах и так далее.
Каждая сцена с собакой требует тщательной подготовки и множества репетиций, но в финальный монтаж обычно попадает самый первый дубль — когда эмоции животного наиболее свежи и искренни. Если пес должен изобразить радость от воссоединения с хозяином, перед съемками соответствующей сцены его на какое-то время могут разлучить с актером, к которому собака успевает привязаться.
Даже съемки эпизодов, где собака в кадре кого-то агрессивно рвет на части, построены по принципу игры. Уже на стадии монтажа сцена приобретает зловещее и агрессивное настроение и звучание. Тренированные собаки чувствуют, когда они могут действительно причинить вред человеку, и сами вовремя останавливаются.
Иногда на съемках фильмов с животными дрессировщик использует кликер. Это небольшое устройство, издающее щелчок при нажатии. Тренер приучает своего подопечного к тому, что щелчок означает правильно выполненное действие. Со временем логическая связка «щелчок — это одобрение» оседает у собаки на уровне рефлексов, и это многократно упрощает дрессуру и коммуникацию с животным.