Едем дальше, в деревню Кеврола.
Церковь Троицы Живоначальной 1887г.
Деревянная пятиглавая церковь, обшитая тесом, построенная в 1887, с отдельно стоящей колокольней. Четверик с прямоугольным алтарем, боковыми притворами и трапезной. Второй престол Никольский. Закрыта в 1930-х, венчания сломаны. Использовалась как клуб. В настоящее время пустует, в аварийном состоянии.
Бывшая колокольня.
С одного из домов, гордо смотрит Он...
Немного в стороне, стоит Церковь Николая Чудотворца 1910г.
Деревянная кладбищенская церковь Кевроло-троицкого прихода, построенная на средства прихожан и освященная в 1910. Одноглавый четверик с алтарем и притвором. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, занята под склад. В 2000-х отремонтирована.
Дальше едем в последнюю запланированную на сегодняшний день точку, в Едому. А точнее на Чухченемский погост, который находится за Едомой.
Ехали мы не по основной дороге, а по полям. Места очень красивые. Тут берег Пинеги, очень похож на Мезенский берег.
Старые амбары в Едоме.
И снова в деревне встречаем старый колодец.
Из книги: Святое Пинежье (книгу приобрели в Карпогорах)
Вверх по течению Пинеги, в нескольких километрах от Кевролы, на высокой щелье стоит Чухченемский погост. Своим названием он обязан деревне Чухченемь, ныне уже не существующей. Расположенная у подножия щельи она в период половодий постоянно затапливалась, и жители со временем переселились в окрестные деревни. Несколько семей перебрались на угор поближе к погосту. Так возникла небольшая деревушка Едома (одна из самых живописных на Пинежье, поскольку в ней сохранились не только старые дома, амбары, колодцы и прочие хозяйственные постройки, но и архаический – свободный – порядок их расположения на местности)
От Едомы через небольшой перелесок проложена прямая дорога к Чухченемскому погосту. Идущему по ней, погост открывается постепенно: сначала показывается верхушка колокольни (1798г); по мере приближения она словно вырастает из-под земли. При выходе на поляну, раскинувшуюся по крутому склону реки, открывается великолепный вид на весь сакральный комплекс, на речной изгиб и на расположенную в пойме противоположного берега деревню Шардомень.
Место это дышит покоем, уединенностью и одновременно величием
“Старики сказывали, что церковь хотели строить на другом берегу, в Церковой. Будто и лес строительный туда уже пригнали с верховой. Легли спать, а на утро смотрят – плоты на другом берегу у щельи оказались. И сколько раз ни перегоняли – на другой день они опять на том же месте оказывались. Не допускал, видать, Господь церковь до другого места. Делать нечего – тут и поставили. Оно и ладно. Место хорошее. Да ты глянь – отсюда всю округу видать! Божье место! Потому и не разорили нашу церковь. Которы сожгли, которы разобрали, а наша стоит. Хотели ее в Малые Корелы свезти, да Господь не дал”
От былого погоста до наших дней сохранились колокольня и Никольская церковь (1698г), освященная в 1700г. Отремонтированная и обшитая в 1891 году она почти не изменила своего первоначального облика.
Знаток древней деревянной архитектуры М.И. Мильчик так описывает этот тип храмовых построек: “Тип Чухченемского храма – шатер на крещатой бочке. Шатер здесь стоит не на восьмерике, как обычно, а на квадратном в плане четверике, к которому с одной стороны прирублен алтарь, с другой – трапезная. В шатер с четырех сторон врезаются бочки. Бочки увенчаны четырьмя главками, сидящими на круглых, в форме усеченного конуса шеях. Такой тип храма возник не раньше XVII века. Появился он в то время, когда правящее духовенство начинает запрещать строить шатровые церкви как не соответствующие “преданиям” и типам византийских храмов. Шатры испокон веков покрывали крепостные башни, форма их перекликалась с высокими пирамидальными елями, более всего отвечала народным представлениям о красоте сооружения. Так и появилась форма, оригинально соединившая излюбленный народом шатровый верх и требуемое церковью, пятиглавие”
Рядом с храмом в лесочке находится старинное заброшенное кладбище. В отсутствии оград замшелые кресты с небольшими хоромцами почти сливаются с деревьями, и могилы среди них с трудом различимы.
Деревянная церковь, построенная в 1700. Высокий четверик, завершенный шатром на крестчатой бочке с пятиглавием. В 1891-1893 перенесена на новое место, частично переложена. Отдельно стоящая колокольня постройки 1798 перестроена в 1871. Закрыта не позже 1930-х. Венчания разобраны в кон. 1980-х при подготовке храма к перевозке в "Малые Корелы", так и не осуществленной.
К сожалению, церковь была закрыта.
Рядом колокольня.
Вид с колокольни
Самое противное было то, что непонятно какие ублюдки (хотя как не понятно они ж свои имена пишут), оставляют свои автографы, кто выцарапывает, кто просто ручкой пишет.
Каким надо быть дебилом, что-бы такое делать? Неужели они думают, что люди, прочитавшие эти надписи подумают: О, круто, Вася тут был....
Короче очень надеюсь, что эти ублюдки прочитают это.
Юля с Северодвинска, купи мозги.
В общем, очень противно, что такие люди приезжают в такие места.
Рядом с церковью, нашли старую надгробную плиту.
А вот старая фотка (взял из книги)
План на сегодня выполнен, посмотрели все запланированные точки, едем искать место для стоянки.
Тыркались наверно около часа, никак не получалось попасть на берег.
В итоге, выехали через лес в устье р. Юла. Место, очень классное.
Народу нет. Правда, мимо проплывали лодки, толи на рыбалку плыли, толи на охоту. Ведь судя по карте, вверх по течению реки, много охотничьих изб.
Видимо когда то, дорога была тут, но сейчас, уже все заросло. Земля ровная, именно тут, около леса и решили встать.
Поставив палатки, Денис затопил самовар.
Чай из самовара был очень вкусный. Покушав, посидели у костра и расползлись спать.
Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме.