Мир ребёнка — это пространство, в котором каждому предмету дано право голоса, право любви, памяти, игры. Современный детский поэт из Ярославля Юлия Симбирская говорит с читателем прямиком из детства: с морского побережья, усыпанного чуткими ракушками, из соснового бора, где на вершине каждого дерева спит кружевное облако.
Юлия Симбирская — профессиональный филолог, работает библиотекарем, мамой, писателем. Она публиковалась в журналах «Чиж и Ёж», «Кукумбер», «Мурзилка», участвовала во всероссийских совещаниях для молодых авторов, пишущих для детей. Ю. Симбирская дважды была победителем конкурса «Новая детская книга» (издательства РОСМЭН), а ещё она стала лауреатом премии имени К. И. Чуковского (2017), премии имени В. П. Крапивина (2018).
«Каждый день — это сборник стихотворений», — говорит поэт. Как в волшебной сказке Андерсена, вещи в стихах Ю. Симбирской оживают и начинают рассказывать истории:
«Самый первый»
Вот малюсенький листочек,
В окруженьи толстых почек.
Самый первый, он в разведке,
Он сидит на нижней ветке:
— Всё в порядке, братцы!
Можно распускаться!
Поэт любит озадачить неожиданным ракурсом: например, посмотреть с высоты и увидеть то, о чём читатель никогда бы не подумал на земле:
«Колесо обозрения»
На огромном колесе
Помещаемся мы все.
Даже мама не боится
Прямо в небо прокатиться.
Вниз оттуда поглядишь —
Город наш совсем малыш.
Из видимого мира мы легко перемещаемся в невидимый: так, что можно почувствовать себя «внутри музыки»:
«Орган»
Орган большой —
Почти как дом.
И органист
С большим трудом,
Не покладая ног и рук,
Берёт аккорд, находит звук.
Он запускает в небеса
Из труб волшебных голоса.
И маме я шепчу: «Смотри!
Мы все у музыки внутри».
Стихи Юлии Симбирской учат сочувствию. Они «работают» по простой схеме: «Представь себя… жёлудем, снежинкой, кипящим чайником…». На уроке ребятам можно предложить любое из этих заданий, а затем прочитать один из подобных текстов:
«Зелёный чайник»
Он мне давно уже знаком —
Зелёный чайник со свистком.
Не городской, а дачный.
Пузатый и невзрачный.
Он с пузырями в животе
Раскипятится на плите.
И в нашем доме старом
Горячим дышит паром.
Он ходит к речке за водой.
Он помнит миску молодой.
А чашечку без ручки
Он взял себе во внучки.
Как хорошо, подумал я,
Что нас он взял себе в друзья.
Другое упражнение для развития воображения — игра в метафоры. «Вообрази, что горы — это слоны, — предлагает взрослый ребёнку. — О чём они думают, стоя у моря? Жарко им? Хочется искупаться?». Когда ребята ответят на все вопросы, можно познакомить их с версией Юлии:
«Слоны»
У моря горы встали,
И кажется — толпой
Слоны из дальней дали
Пришли на водопой.
Да только им не пьётся.
Такая вот беда.
Ведь под ногами бьётся
Солёная вода.
А ещё Симбирская — мастер художественной детали. По её стихотворениям можно ставить спектакли: все вещи, о которых она пишет, — живые:
«Папа приехал»
Папа вернулся
Из командировки.
Жмутся к сапожкам
Большие кроссовки.
Папина куртка
Мою обняла.
Тоже соскучились!
Ну и дела!
Когда ученики познакомятся с этим стихотворением, спросите, кто в нём главный герой. Рассказывая про обувь и одежду, на самом деле, можно написать картину детской радости и бесконечной любви.
Читайте стихотворения Юлии Симбирской для дошкольников и детей младшего школьного возраста:
«Разбегаюсь и лечу», «Муравей в моей руке», «На грядке всё в порядке», «Суп в горошек», «Наперегонки», «Ехал дождь в командировку», «Барашки» (книга колыбельных), «Нос в молоке».
Уютные рассказы о звериных и человеческих детёнышах:
«Бабушка-кошка», «Зося — Маленькая Белка», «Барашек Тимофей», «Мольер, Моцарт и Пикассо из лисьей норы», «Жил-был Димка», «Чья чашка лучше», «История синей варежки».
Повести для подростков:
«Здравствуй, Таня!», «Дальние берега».
Рубрика: Книжный шкаф
Автор: Мария Знобищева