Военно-статистическое описание Архангельской губернии в отношении ее жителей очень подробное, поэтому разбила текст на несколько частей.
Первая - о Русском населении Архангельской губернии;
Вторая - обычаи и поверья русского населения Архангельской губернии;
Третья - свадьба в Архангельской губернии;
Четвертая - особенности речи русского населения Архангельской губернии.
Между жителями Архангельской губернии есть много обычаев оригинальных. Все важные обстоятельства в жизни народа: свадьба, похороны, рождение, сопровождаются обрядами, в которых видны следы древних обыкновений.
Праздник, который обыкновенно проводится веселее других и дольше празднуется крестьянами Архангельской губернии, есть Рождество Христово. Большие праздники вообще называются пивными, потому что перед наступлением их варят пиво.
Северные жители отличаются гостеприимством. Богатый и бедный гость одинаково угощаются хлебосолами-хозяевами; прохожих, нищих, бессрочных солдат насильно втаскивают в избу и угощают как родного. По вечерам собираются в более пространную в деревне избу, на вечеринки, на которые приезжают девки и ребята, повещенные (приглашенные) на вечеринку из других деревень. Издержки за угощение на вечеринках, т.е. за чай и кедровые орехи, берут на себя девки, употребляя на то деньги, вырученные ими Христославством во время первых дней праздника. Сперва приходят на вечеринку девки и рассаживаются по местам. В куту (кут – большой угол в избе, почетное место) обыкновенно сажают старшую дочь хозяев, если она взрослая, ее называют большухой. Девки начинают петь, ожидая ребят, которые являются всегда позже и входят толпою, с завешенными лицами: девки должны узнавать их. Потом снова начинаются песни; на середину выступает кто-нибудь из молодых парней и пляшет с одною из девушек, под общий хор собравшихся; потом пляшут другие пары. Женатые если и бывают на вечеринках, то не участвуют в играх и плясках. Вечеринка продолжается до тех пор, пока не догорят свечи, иногда и до рассвета. Расходясь, сговариваются в чью избу сходятся в следующую вечеринку, или беседу, беседку. На беседу обыкновенно собираются днем, в 8 или 9 часов утра: в будни сидят за какой-нибудь работой и поют песни; в праздник – играют и пляшут.
Святки, святье, есть самое важное время и сватьи (засылальщики и засылальщицы) тогда не знают покоя. Матери невест гадают скоро ли дочь выйдет замуж. Обряд этого гадания состоит в следующем: мать завязывает невесте глаза, а отец ставит на середину избы квашню, опрокинув ее дном кверху. Тогда мать начинает водить дочь по избе, взад и вперед, по разным направлениям, и потом, когда у дочери закружится голова, она сажает ее на квашню. Когда дочь отдохнет, то встает, и без помощи матери, идет куда-нибудь на удачу. Если она попадет к дверям, или в кут (большой угол), то выйдет в этом году замуж, в противном случае свадьбы не будет. Есть и другие способы гадания о суженых.
Много существует разных других поверий и предрассудков у северных жителей. Некоторым травам приписывают они особенную таинственную силу. У крестьян можно найти особенные тетрадки, называемые травенниками; там описаны свойства и сила различных чудотворных трав и кореньев; тетрадки эти тщательно берегутся и переходят от отцов к детям.
Перед постройкой избы всегда восполняется следующее: прежде нежели начнут класть основные бревна, хозяин будущей избы закладывает, против того места где будет кут, деньги и ячменные зерна, чтобы было в дому обилие, и в том, и в другом, потом приносит петуха; если петух пропоет, то это хорошее предзнаменование, если же не будет петь, то худо. Если под полом избы заведется гнездо ос, то хозяин ни за что не позволит истребить их; он приносит счастье.
Простой народ твердо верует в судьбу: чему быть того не миновать. Если кто заболеет, то разумеется сейчас начинают лечить домашними средствами, по травникам, потом посылают за знахарем. Когда несмотря на все эти средства, а иногда и от этих самых средств, пациент умирает, то говорят «уходился, всем пособляли, не могли ничего упахать».
Отправляясь в море, или в тундру на промыслы, или рыбу ловить в реках, мужики берут с собою так называемые обереги, (от слова оберегать), клочки бумаги с написанными на них молитвами, в которых просят Бога о даровании успеха в промыслах; но есть и другие обереги и приговоры на всякий случай, полученные от знахарей. У здешних жителей заметно уважение к иностранцам (Англичанам и Шведам); в минуту откровенности они готовы сознаться, что те как то и честнее их и поумнее будут. Но вместе с тем они питают к иностранцам, к басурманам, какое-то презрение, проистекающее из чисто религиозных причин. «Мы ведь православные, говорят они, а те бусырманы.» Бусырман же для них всякий, кто не крестится так как они, а крестятся они почти все по раскольничьи.
Первоисточник (текст): Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.
Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.