Несмотря на обилие гипотез и домыслов, хронология и локализация деятельности Заратустры в целом, как мне кажется, не представляет большой проблемы. Древнеиранская традиция донесла до нас ряд сведений, позволяющих довольно точно реконструировать эпоху Заратустры:
1) Согласно преданиям, свое первое откровение Заратустра получил, когда ему было 30 лет, царь Виштаспа принял зороастризм и стал покровителем Заратустры, когда ему было 42 года, а убит он был в возрасте 77 лет. При этом зороастрийская традиция подчеркивает, что Заратустра жил «за 258 лет до Александра Македонского», не раскрывая конкретного смысла этой датировки. Очевидно, что она апеллирует к какому-то ключевому событию в жизни Заратустры и одновременно в истории зороастризма. По мнению исследователей, скорее всего речь идет о принятии Виштаспой зороастризма и объявлении его государственной религией. Наиболее вероятная дата этого события – 588 г. до н. э. (258 + 330; см. Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С. 52-53). В таком случае рождение Заратустры приходится на 630 г. до н. э., его первое откровение – на 600 г. до н. э., а смерть от рук туранцев – на 553 г. до н. э.
2) По случаю обращения Виштаспы Заратустра посадил близ святилища Атур Бурзен-Михр на горе Реванд в Хорасане священный кипарис – т. н. кешмарский кипарис. Он был срублен по приказу халифа аль-Мутаваккиля в 860/861 г. На тот момент ему было более 1450 лет (Маковельский А. О. Авеста. Баку, 1960. С. 137), то есть посажен он был примерно в 589 г. до н. э.
3) Согласно «Авесте», на 18-м году после своего обращения Виштаспа одержал великую победу над туранцами в битве у горы Мадофрияд. 18-й год в переводе на христианское летосчисление дает нам 570 г. до н. э.
Кешмарский кипарис и война с туранцами ясно указывают на регион, где происходили события – Хорасан и Бактрия. (Надо сказать, что бактрийской версии придерживается большинство исследователей; две другие – атропатенская и южноуральская – гораздо менее популярны.)
А теперь самое интересное. Если мы соотнесем сумму наиболее значимых событий эпохи Заратустры с моделью сингулярного толчка, то получим следующую картину:
Точка сингулярности (пусковой момент сингулярного толчка):
600 до н. э. – первое откровение Заратустры у реки Вахви-Дайтья.
Великий перелом (12-14 лет после точки сингулярности):
588 до н. э. – царь Бактрии Виштаспа принимает зороастризм и объявляет его государственной религией. Заратустра становится верховным жрецом Бактрии и главным советником Виштаспы.
Сингулярный подъем: явный период (8-10 лет):
Заратустра создает Авесту – священное писание зороастризма. Записанная золотом на 12 000 бычьих кожах (или на золотых досках), она была помещена в построенную специально для нее «сокровищницу огня».
Разгромив удельных правителей Бактрии, Виштаспа и Заратустра добиваются объединения бактрийских княжеств в единое централизованное государство.
Бактрийцы прекращают выплату дани туранцам, что стало началом длительной турано-бактрийской войны.
Виштаспа и Заратустра ведут в Бактрии интенсивное культовое строительство. Под их руководством на горе Рошн близ селения Карнийан строится храм, куда был перенесен священный огонь Атур Фарнбаг из Хорасмии.
Акматическая фаза (14-16 лет):
570-е – 560-е до н. э. – удачная война с туранцами.
570 до н. э. – бактрийцы наносят туранцам сокрушительное поражение в грандиозной битве у горы Мадофрияд близ Мерва.
Около 563 до н. э. – туранцы берут штурмом и разоряют Бактру, а также наносят бактрийцам тяжелое поражение в битве у Бактры. В новом сражении у столицы бактрийцы разбивают их, после чего изгоняют из Бактрии. В ходе глубокого вторжения в глубину туранских земель, они берут штурмом замок Руин-деж и захватывают Согдиану.
Бактрийцы покоряют Маргиану, Арахосию, Саттагидию, Камбуджу, Кабулистан и Гандхару.
В результате войны с мидянами бактрийцы захватывают Гирканию, Парфию, Сагартию, Арейю и Дрангиану.
Бактрийцы распространяют зороастризм в 16 арийских странах от Хорасмии на севере до Арахосии на юге.
Виштаспа и Заратустра продолжают интенсивное культовое строительство. Под их руководством в Бактре сооружается главное зороастрийское святилище Бактрии – т. н. Виштаспов храм.
Надлом (8-12 лет):
550-е до н. э. – бактрийцы терпят поражение в войне с туранцами.
553 до н. э. – туранцы вновь берут штурмом Бактру и убивают Заратустру. Его смерть влечет за собой развал бактрийской державы.
Более подробный анализ см. Москвитин И. Царь Грозы. Т. 2. С. 117-122.